Техники рисования рисунки точками

Тушь: точечная техника

Говоря просто, точечная техника – это рисование точками. Она известна под разными названиями: пуантель, пуантилизм, а также dotwork и stippling – на английском языке.

Причина, по которой я хочу остановиться на точечной технике, заключается в той огромной пользе, которую можно извлечь из использования этого приема.

Во-первых, точечная техника обычно очень нравится новичкам в тушевой графике.

Дело в том, что она дает тотальный контроль за происходящим на листе бумаги; если не совсем правильное применение штрихов может играючи нарушить баланс где-нибудь в самой деликатной части рисунка, то с точками такого не случится.

К тому же, на первых порах бывает сложно понять, как достичь однородности объекта (или фона), а штрихи, даже довольно тонкие, слишком «лезут» на передний план, особенно это заметно на отсканированной работе.

Во-вторых, точками можно добавить очень мелкие детали – иногда это важно, особенно если формат рисунка небольшой.

В-третьих, точки бывают незаменимы при создании некоторых текстур, особенно бархатистых и ровных по ощущениям, и рисовании материалов природного происхождения.

В-четвертых, точечная техника отлично подходит для изображения светлых объектов. Хотя и тень можно здорово усилить и акцентировать за счет точек.

В-пятых, точки – лучший прием для любых размытых, расплывчатых, туманных объектов.

И, наконец, точки позволяют создавать очень плавные и красивые светотеневые переходы.

Есть ли минусы у этой техники? Пожалуй, только один – времязатратность. Нужно много-много точек, чтобы закрыть мало-мальски вменяемую площадь бумаги. И, конечно, без терпения тут никуда.

Чтобы помочь себе в плане выдержки, можно отвлекать и завлекать свое внимание чем-нибудь интересным, например, аудиокнигой, фоновым видео или музыкой. 🙂

Я редко использую только точки, поскольку это всё же было бы слишком долго и кропотливо. К тому же, сочетание и штрихов, и точек дает большую четкость и разнообразие текстур в рисунке.

Базовые приёмы

В точечной технике многое зависит от нюансов. Например, точки и сформированные ими объекты выглядят очень по-разному в зависимости от максимальной толщины линии инструмента, которым эти точки сделаны.

На иллюстрации внизу Вы можете пронаблюдать эту взаимосвязь. Для каждого круга использовался отдельный линер, так что диаметр точек становится все больше и больше.

Последний круг сделан несколькими линерами (0.4, 0.5 и 0.8); точки в центре совсем небольшие по сравнению с точками на периферии.

Таким образом, сочетание точек разного диаметра может выглядеть более чем впечатляюще. Этот прием стоит использовать! 🙂

Некоторые инструменты оставляют на бумаге след вполне предсказуемой величины – конечно, это относится к тушевым линерам и рапидографам. Другие инструменты (например, перья) могут варьировать величину точек в зависимости от нажима и угла рисования. Поэтому важно тренировать свой контроль над пером, ведь далеко не во всех случаях точки разной величины, расположенные рядом, смотрятся хоть сколько-нибудь привлекательно.

Чтобы тренировать свои умения применительно к точечной технике, можно нарисовать на листе обычной писчей бумаги какую-нибудь геометрическую фигуру и заполнить ее точками. Для этого можно использовать линер любой толщины (например, 0.3) или перо.

Также можно скачать мой образец – там достаточного пустых фигур для тренировки.

На видео ниже Вы можете понаблюдать, как создаётся эффект объема с помощью обычного пера и туши.

Все точки примерно одинаковые, а эффект затемнения достигается за счет плотности их расположения. Чем ближе точки друг к другу – тем темнее область, над которой Вы работаете.

Кроме того, можно использовать линеры разной толщины или просто варьировать величину точек, чтобы достичь интересных эффектов.

На иллюстрации ниже можно пронаблюдать как раз такой эффект. Я начала полоску линером 0.1, продолжила линерами 0.3, 0.4, 0.5, 0.8 и закончила линером 1.0.

Кажется, получилась весьма интересная сама по себе текстура!

Лучшие инструменты для точечной техники

Мы уже немного затронули эту тему выше – по сути, Вы можете использовать что угодно, что способно оставлять точки на бумаге. Я, как правило, работаю линерами (одноразовыми, незаправляемыми), реже – пером.

Не рекомендую использовать разве что заправляемые технические ручки (рапидографы, изографы). Дело в том, что многократное «клевание» бумаги кончиком инструмента способно со временем его «стоптать» и затупить. А в случае заправляемых инструментов, которые обычно стоят весьма недешево, хочется все же продлить им жизнь.

Несколько полезных советов

1. Обратите внимание на мелочи и их влияние на результат. То, какие точки у Вас получаются, зависит не только от инструмента и нажатия, но также и от угла рисования, его скорости, положения листа бумаги относительно стола и Вашей руки.

2. Найдите приятный ритм. Точки – это своего рода медитация.

3. Постарайтесь не нажимать слишком сильно – лучше работать в режиме более легкого давления. Чем дольше рисуешь, тем сильнее сказывается усталость, и тут возникает соблазн «припечатать» бумагу хорошенько. Однако это дает излишнее напряжение на руку, стоит этого избегать.

4. Перерывы – это очень важно.

5. Попробуйте располагать точки чуть хаотично, работая в рамках какого-то объекта или текстуры. Так рисунок будет смотреться естественнее. Ситуации, когда точки должны располагаться ровнехонько в рядок, встречаются не так уж часто.

6. Если хотите отличных результатов, приложите максимум усилий, чтоб научиться заполнять образец текстуры точками однородно. Это значит – без больших, бросающихся в глаза пробелов. Промежутки притягивают внимание, так что стоит вводить их в рисунок сознательно. Если сложить этот пункт с предыдущим, получается, что нужно сочетать спонтанность с точным пониманием, где должно случиться следующее касание пера или линера.

Примеры

Я уже упоминала о том, что редко использую только точки при создании рисунков; чаще они образуют союз с разного рода штрихами и линиями.

К примеру, этот рисунок окуня состоит по большей части из средних и крупных точек (рисовался пером).

Ниже Вы найдете слайд-шоу с несколькими рисунками, где включение точек позволило достичь отличных результатов.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Напоследок стоит сказать, что лучший способ освоить что-то – много практиковаться. Надеюсь, эта статья и бонусный лист для упражнений помогут Вам в этом!

Спасибо за внимание 🙂 Если у Вас есть какие-то вопросы по рисованию тушью, напишите, пожалуйста, в комментариях – я постараюсь помочь!

Источник

Точечная роспись

Точечная роспись – это особый вид рисования, когда рисунок создаётся из точек. Точки собираются в фигуры и линии, и в результате всё выглядит очень интересно – как бисерное плетение или наклеенные по рисунку стразы.

Немного истории

Рисунки из точек выглядят очень красиво. И поэтому догадались рисовать точками люди сразу в нескольких местах мира. Однако историки считают, что раньше всех придумали точечные орнаменты австралийские аборигены – древнейшие образцы нашли именно в Австралии, и этим образцам около 40 000 лет! Тем не менее, точечная роспись известна и в других районах мирах – в Китае и Индии, в Индонезии и Африке, в Персии и Таиланде.

Австралийские росписи со времён открытия Зелёного континента очень заинтересовали европейских искусствоведов и художников. Поэтому точкам нашлось место и в серьёзной живописи. Точками писали свои картины Ж.-П. Сёра, П. Синьяк, Л. и К. Писарро.

Естественно, точки использовались и европейскими народами в традиционных ремёслах. Но мы их касаться не будем – ведь там это всего лишь элемент.

Точечная роспись для начинающих: я тоже так хочу!

Точечная живопись не сложнее, чем бисероплетение или вышивка. На первый взгляд кажется, что у вас никогда не получится, что это очень долгая и кропотливая работа, но это не так. Попробуйте для начала карандашом – вы увидите, что поверхность закрывается точечными орнаментами довольно быстро. Но карандаш – это ещё не точечная роспись. Здесь нужны другие материалы.

Точечная роспись для начинающих не слишком обременительна, ведь никаких страшно дорогих инструментов и материалов не требуется. А что нужно?

  • Любая заготовка с ровной поверхностью – например, деревянная, керамическая, стеклянная, пластиковая.
  • Довольно густая краска – для начала можно взять любую акриловую, но если хотите, можно купить и специальные краски для точечной росписи, под названием «контур».
  • Заострённая палочка, твёрдый карандаш, старый непишущий фломастер для нанесения краски.
  • Бутылочка ацетона или любой спиртосодержащей жидкости для обезжиривания поверхности (хоть тот же одеколон или дешёвая жидкость для снятия лака).
  • И, конечно, подготовленное рабочее место – удобное, с хорошим светом.

Техника точечной росписи или «с чего начать?»

Техника точечной росписи одинакова для всех стилей. А стилей росписи также существует немало. Мы начнёт, пожалуй, с того, что может быть ближе большинству из наших рукодельниц: с мозаичных точек.

Что такое мозаичные точки? Это рисунок, проще говоря, выполненный по клеточкам. Только вместо клеточки точка. Припоминаете, где видели такое? Да-да – это схемы для вышивки крестиком и для жаккардовых узоров .

Другой способ – это радиальные орнаменты, то есть, такие, в которых рисунок идёт от центра или нескольких центров, располагаясь лучами вокруг. Кстати, для этого можно использовать даже схему салфетки крючком или для плетения кружева .

И есть ещё свободный способ, когда вы просто рисуете точками всевозможные фигуры. Это уже на ваше усмотрение – использовать ли какой либо шаблон или творить по наитию.

Но вернёмся к нашим пробам. Для начала мы выберем несложный рисунок, в котором задействован всего один цвет – и одна краска. Кроме краски нам понадобятся:

  • ватные палочки и диски;
  • ацетон или жидкость для снятия лака;
  • штопальная игла (карандаш, фломастер);
  • бумага для трафарета;
  • бумага для проб;
  • обойный нож или лезвие;
  • малярный скотч или скрепки;
  • листок акварельной бумаги или картона (для робких);
  • стеклянная баночка (для решительных).

Первый мастер-класс проведём на листке акварельной бумаги – так проще, а если не получится, то и выбросить не жалко. А если хотите, можно попробовать и на стеклянной баночке. Зато, если получится хорошо, будет приятно.

Обезжиривать бумагу не нужно, но если вы вдруг решили рискнуть и расписать стеклянную баночку, то ацетоном обработайте всю её поверхность, используя ватный диск.

Подготовьте схему для росписи. Можно придумать её самостоятельно, а можно найти что-то простое и милое в своих запасниках. Из схемы нужно сделать трафарет для росписи. Для этого нужно перевести картинку на плотную бумагу, а потом вырезать лезвием или обойным ножом по контуру.

Возьмите листок плотной бумаги, и потренируйтесь оставлять точечки с помощью иглы или карандаша. Точки должны быть аккуратными и одинаковыми. Если вы сразу используете краску-контур, никаких дополнительных приспособлений не нужно, их роль играет носик тюбика в виде конуса. Чтобы точки были круглыми, нужно ставить инструмент вертикально, как можно ближе к идеальной вертикали, либо с малым наклоном. Чем больше наклон, тем выше вероятность, что точки будут овальными или смажутся в запятую.

Чтобы точки получались одинаковыми, периодически нужно очищать инструмент. Более того, при использовании краски-контура нужно ещё и давить на тюбик с одинаковым усилием. Но попробуйте – вы увидите, что здесь нужен только навык, ничего более.

Итак, закрепите шаблон на расписываемой поверхности с помощью малярного скотча (если у вас баночка) или канцелярских скрепок (если лист картона). Аккуратно по контуру каждого элемента рисунка наносите точки, стараясь, чтобы они располагались равномерно. Начинаем с крупных элементов, заканчиваем мелкими.

Если рисунок предполагает, точки могут быть и разной величины. Например, контуры крупного листка можно выполнить большими точками, а внутри листок заполнить орнаментом из меленьких точек. Равномерность и круглый размер – вот, что важно.

Помните, что краска смазывается. Периодически давайте краске просохнуть. Можно поступить и хитро – развернуть орнамент. Пока одна часть подсыхает, трудитесь над другой. Если насмелитесь, можете даже взять не одну, а две или три краски. Только вначале не забывайте проверить её на ненужном листочке, и используйте после того, как первая подсохнет.

Нечаянно смазавшиеся точки, если их не очень много, и они не превратились в мешанину, можно подправлять с помощью ватной палочки.

Когда работа будет завершена, дайте ей часов 12 на просушку. Вот и всё. Ваша первая работа в технике точечной росписи готова!

Видеоуроки по росписи точками

Основы для начинающих: краски для росписи, обезжиривание различных поверхностей, техника нанесения точек

Точечная роспись тарелки

Точечная роспись кружки

Точечная роспись обложки паспорта

Роспись пластинки

Источник

Читайте также:  Набор эрбу для рисования
Оцените статью