Тематическое рисование это форма деятельности

Тематическое рисование и его специфика.

Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д.

Задачами тематического рисования являются:

1.Патриотическое, этическое, эстетическое воспитание.

2.Творческая переработка своих чувств и переживаний.

3.Понимание и оценка своих чувств, окружающей жизни, обогащение интеллекта.

4.Наблюдение природы и окружающего мира, которые служат неисчерпаемым источником красоты, обогащают эмоциональный мир ученика.

Тематическое рисование в школе это творческий процесс переживания и воспроизведение пережитого при помощи имеющихся зрительных представлений. Оно позволяет учителю выявить степень развития учащегося, так как в основе рисунка ребенка лежит подражательная способность изображать то, что видит вокруг себя и что себе представляет.

Нашей задачей является: развивать у детей образное мышления и научить их переводить в художественные образы свои мысли и представления. Тематическое рисование развивает фантазию, творческое воображение, инициативу, заставляет анализировать виденное и отражать характерное, развивает и укрепляет память.

В детском рисунке различают 5 характерных периодов.

1.Процессуальный рисунок. Ребенок в возрасте от 1 до 1,5 лет заинтересован в получении на бумаге следа от карандаша, ручки, фломастера и т. д.

2. Каракульный период. В рисунках детей, с 1,5 до 3-х лет, появляются замкнутые кривые. Ребенок трактует свой рисунок каждый раз по новому.

3.Схематический период. С 3-х до 5 лет у ребенка появляется попытка собрать в едино характерные признаки предмета. Любимой темой является изображение человека, в начале в фас, а затем и в профиль.

4.Период правдоподобного рисунка. С 5 лет дети подмечают характерные признаки предметов и логически их соединяют. Для убедительности используют «прозрачность рисунка», например, при рисовании дома видно внутреннее убранство комнат и находящихся там людей.

5.Период пластического рисунка. С 7-8 лет дети начинают пытаться передавать объем и пространство. Вначале изображают один предмет, позднее обращают внимание на соотношение предметов.

В 7-8 летнем возрасте естественное состояние графических навыков, привычный способ изображения предметов по памяти, позволяют ребенку рисовать быстро, смело, иногда довольно выразительно, не задумываясь над детализацией изображения.

Уроки тематического рисования должны быть расположены в плане занятий таким образом, чтобы между ними на уроках рисования с натуры, лепке, дети накапливали навыки и приемы, которые давали бы положительные изменения в качестве работы над рисунком.

Особое значение приобретает необходимость предварительного, целенаправленного накопления впечатлений имеющих отношение к изучаемой теме, например: внеклассное наблюдение природы, предметов на местности, человека в движении, животных, транспорта и т. д.

Виды рисования на темы.

1.Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

2.Рисование на литературные темы требует умения учителя выделить наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами.

3.Иллюсстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования и пользуется у детей большой любовью и хорошо у них получается.

4.Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?»,«Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.

5.Рисование по заданной линии.

Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция — (от лат.) что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция, это изображение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей, связанных какой – либо идеей.

5. Цвет в изобразительном искусстве. Живопись.
Цвет в искусстве, художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всём богатстве красок. Ц. выступает в связи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит, пронизывая всю сферу материального воплощения произведений искусства. Ц. может характеризовать степень отдалённости объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с др. объектами и окружающей средой, материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа. Ц. может образовывать условные системы, имеющие символическое значение. В отдельные эпохи в развитии мирового искусства складываются свои, характерные для этой эпохи, представления об использовании Ц., связанные с понятиями стиля, направления, творческого метода.
Живопись-вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт).
Различают живопись: -монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно);
-станковую (картины); -декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов);
иконопись; миниатюру.

Источник

Особенности тематического рисования
материал

Виды тематического рисования.

Скачать:

Вложение Размер
vidy_risovaniya_na_temy.docx 13.83 КБ

Предварительный просмотр:

Виды рисования на темы.

1.Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

2.Рисование на литературные темы требует умения учителя выделить наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами.

3.Иллюсстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования и пользуется у детей большой любовью и хорошо у них получается.

4.Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?»,«Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.

5.Рисование по заданной линии.

Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция — (от лат.) что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция, это изображение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей, связанных какой – либо идеей.

Как вы знаете, большинство композиций на темы связаны с изображением человека в движении, архитектурных строений, природы, животных. Поэтому разберем именно эти моменты в изобразительном искусстве.

Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Рисовать нужно от общего к частному, т. е. от крупных деталей к мелким. Рисование фигуры человека облегчает знание ее пропорций.

Пропорции (в переводе с лат. означает «соотношение, соразмерность») – размерные соотношение частей предмета между собой, или между различными предметами или объектами. Пропорция — это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество.

Египтяне положили в основу деления фигуры 21 часть. Из них 19 равных частей приходились на саму фигуру, а 2 части — на изображение традиционного головного убора.

В древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V в. до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением этой системы на практике явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец.

В основе определения пропорции лежит метод сравнения. В художественной практике существует известный метод определения пропорции называемый визированием.

За единицу меры при определении пропорции фигуры человека взята высота головы человека.

У взрослого человека высота головы занимает от всей высоты 1/8 у мужчины и 1/7 у женщины.

У подростка – 1/6.

У ребенка 3-х, 5-и лет – 1/4.

Длина ног равняется половине всей высоты человека.

Предплечье и плечо руки примерно равны между собой.

Голень и бедро ноги так же равны.

Концы пальцев опущенной руки находятся чуть ниже середины бедра.

Локоть соответствует линии талии.

Античные художники установили классические пропорции лица человека.

1.По вертикали от темени до подбородка лицо делится на 2 равные части линией, называемой впадиной глаз.

2.Высота лицевой части (без волосяного покрова) делится на 3 равные части, где 1-я линия это брови, а 2-я – нижняя часть носа.

3.На расстоянии 1/3 от носа вниз – линия рта.

4.Высота уха равна расстоянию от бровей до основания носа.

5.Расстояние между глазами равно ширине носа или длине глаза.

6.Уголки рта заканчиваются на продолжении линии середины глаз.

Рисование деревьев разных пород (береза, дуб, ель, сосна).

Чтобы передать в рисунке те или иные породы деревьев надо изучить их конструктивную основу, пропорции, строение. Взаимосвязь стволов, ветвей. Очень важно помнить, что дерево – живой организм, поэтому в своей жизни оно переживает молодость, зрелость и старость.

Последовательность рисования деревьев соответствует обычному порядку: от простого переходят к сложному, от общего к частному и затем опять к общему. Рисовать дерево нужно в следующем порядке (на примере сосны):

а) наметить ствол и определить какое место, на рисунке займет крона и какое – видимая часть ствола; справа и слева отметить ширину кроны, т.е. контуры крайних ветвей;

б) определить толщину ствола и основные очертания кроны;

в) точнее наметить форму всей листвы;

г) работая тоном, листья передавать общей массой, а не вырисовывать отдельные листочки. (Дуб, клен, осина)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок представляет собой интерес прежде всего для тех,кто любит использовать межпредметные связи. Развивает образное мышление, фантазию, интерес к общечеловеческим ценностям и национальным культ.

Данная работа призвана объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность.

При иллюстрировании русских народных сказок учащиеся в 1 классе в состоянии усвоить понятие рав­новесия, найти гармоничное соотношение фигуры и фона на листе, а также осознать .

Данная статья кратко отражает мое изучение тематического рисования младших школьников. Обработанные результаты отражены в пяти уровнях сформированности, каждому из которых соответствует своя качествен.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ.

урок ИЗО на темуПолет в космос ко Дню космонавтики в 6 классе.

Тематическое рисование в программе средней школы является одним из основных направлений деятельности учащихся. При выполнении заданий на темы, в частности , при иллюстрировании.

Источник

Тематическое рисование это форма деятельности

УРОК ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ

Статья из серии «Эстетическое воспитание в школе», журнал «Художник», №7, 1980 год.

Одна из основных задач современной средней школы—развитие у учащихся способностей к самостоятельной творческой трудовой деятельности. Изобразительное искусство как учебный предмет представляет для этого большие возможности, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт творческого труда ребенка.

Тематическое рисование — один из самых сложных видов изобразительной работы с детьми в школе. Прежде всего потому, что оно основывается на знаниях и умениях, полученных при наблюдении окружающей действительности, восприятии произведений искусства, рисовании с натуры, то есть является как бы синтетическим результатом других видов художественной деятельности детей. Для учителя этот урок также сложен, ибо он должен провести с каждым учеником тщательную индивидуальную работу. Тематическое рисование «по представлению» предполагает известный отлет воображения от непосредственного восприятия окружающего и оперирование зрительными образами, запас которых у всех учеников класса, естественно, различен, как различно и их умение отбирать и преобразовывать их в соответствии с заданной темой. Успех рисунка определяется также знаниями детей о способах изображения предметов, их практическими навыками в рисовании. В трудах В. Щербакова ясно охарактеризован этот путь создания образа: образование в сознании определенных зрительных представлений о предмете изображения; формирование, сложение определенных знаний о способах изображения предмета и, наконец, материализация, техническое выполнение изобразительной задачи. Следовательно, урок тематического рисования должен включать разбор эмоционально-смыслового и образного содержания темы, выбор сюжетов, формирование замысла, поиск композиционного решения, которое затем находит свое выражение в рисунке карандашом, а потом и в цвете. Эту задачу сложно решить за 45 минут и художнику-профессионалу, а не то, что подростку, несмотря на различие в требованиях к конечным результатам работы. Поэтому в школьной практике часто наблюдается весьма упрощенный, поверхностный методический подход, при котором почти не используются дидактические возможности таких занятий. Несмотря на увеличившееся в последнее время количество публикаций, посвященных тематическому рисованию, все же остается неясным, как конкретно добиться хороших результатов на уроке тематического рисования в массовой школе.

Представляется, что учитель должен прежде всего выяснить, насколько ученики подготовлены к самостоятельным поискам замысла и формы его выражения, каков уровень их умения сознательно использовать основные композиционные средства именно как средства художественной выразительности. Для этого целесообразно предложить следующее задание: после короткой беседы учителя об эмоционально-смысловом содержании темы рисунка ребята выполняют серию карандашных эскизов на один сюжет, варьируя форму изображения. Необходимо кратко объяснить ученикам, что эскиз является композиционным наброском будущего рисунка, выражает главную мысль и на нем не нужно прорисовывать все детали. Изучение эскизов даст преподавателю возможность более полно судить об индивидуальных способностях каждого ученика к самостоятельной творческой работе. Так величина и выбор ближнего или дальнего плана изображения находятся в прямой зависимости от яркости и силы зрительных образов и представлений, уровня технических возможностей учащихся. Определение линии горизонта, точки зрения на объекты, их изменения в процессе работы над эскизами свидетельствуют о степени развития пространственных представлений учеников. Следует указать детям, что желательно разнообразить и формат эскизов. Способность варьировать формат эскизов и другие композиционные средства выражения показывает, насколько подвижны, динамичны зрительные образы у учеников, и характеризует степень осознанности их отношения к композиции рисунка. У одних учеников, например, последовательно созданные один за другим эскизы могут быть почти точными копиями друг друга, а изменения в их композиции— случайными, никак не связанными с сознательными поисками выразительности. У других учеников, обладающих хорошими изобразительными возможностями, последовательно создаваемые эскизы на одну и ту же тему обычно сильно изменяются, композиционные решения разнообразны, зрительные образы динамичны, в то время как у детей со слабыми изобразительными возможностями образы бледны, неконкретны. Особенно сложно для этих учеников изобразить изменение пространственного положения объектов на поверхности листа. Зрительные образы у таких ребят как бы двумерны, не имеют глубины. Одна из важнейших задач учителя — научить детей сознательно относиться к изобразительным средствам, которые они должны уметь использовать для выражения содержания рисунка. Ученик должен научиться думать о форме, искать наиболее выразительное воплощение своего художественного замысла. Но и сам художественный замысел часто зависит от того, как организованы занятия учителем, сколь тщательно они подготовлены.

Общеизвестно, что тема рисунка должна отражать характерные черты окружающего ребенка мира, иметь определенное воспитательное воздействие и быть в то же время интересной для ребят, связанной с их наблюдениями и впечатлениями. Но, кроме этого, тема рисунка должна соответствовать и учебной задаче, решаемой на данном уроке. Одна и та же тема может быть связана с различными учебными задачами, и эта связь должна быть продумана заранее, так как именно она определяет пути художественно-изобразительного раскрытия данного сюжета.

Специалисты знают, что, хотя дети иногда просят дать им возможность сделать рисунок на «вольную тему», такие рисунки в большинстве своем оказываются неинтересными, маловыразительными и, как ни странно, несамостоятельными. Возможно, это происходит потому, что при отсутствии конкретной задачи не все ученики способны поставить ее самостоятельно и поэтому очень часто используют уже виденные образцы. В таких случаях отдельные интересные находки у сильных учеников не могут характеризовать общий учебный уровень всего класса. Таким образом, определив конкретную учебную задачу, учителю необходимо определить и те средства художественной выразительности, с которыми должны ознакомиться школьники на данном уроке.

Урок тематического рисования обычно начинается с разбора темы, ее эмоционально-смыслового содержания. В течение беседы, когда вместе с детьми выясняются сюжеты будущих рисунков, следует опираться на чувственные образы и представления, предметно и действенно выражающие тему рисунка. Необходимо стремиться наиболее полно использовать запас зрительных образов, имеющийся у детей, особенно у кого он невелик, сообразуясь с их техническими возможностями. Чтобы увеличить этот запас, полезно продемонстрировать короткий фильм по теме рисунка, например, о спорте, о животных, о той или иной профессии.

Часто интересные замыслы ученики не могут реализовать из-за слабого владения навыками рисования, поэтому надо показать таблицы, содержащие способы, схемы и приемы изображения различных объектов, связанных с темой рисунка, — фигур людей в разных положениях, зданий, деревьев, машин. Но весь этот вспомогательный материал будет использован учениками только при условии их сознательного, осмысленного отношения к работе над композицией рисунка. Учитель должен не только ограничить и конкретизировать художественную задачу, но и предусмотреть, спланировать основные пути ее решения. Это не значит, что нужно предлагать ученикам готовые, за них придуманные композиционные схемы, следует лишь создать условия, способствующие работе творческого воображения. Надо, чтобы дети искали графическую форму рисунка, тогда те или иные изобразительные средства станут для них осмысленными, раскроются как специфические средства художественной выразительности. Поиск композиционного решения возможен только при выполнении серий эскизов. Именно на первоначальных ступенях создания рисунка — узловом моменте изобразительной деятельности — формируются основные компоненты будущего образа. Как правило, законченная работа подростка в целом мало отличается от эскиза.

Опыт показывает, что если ребенок начинает рисовать сразу на большом листе, у него часто нет возможности думать с карандашом в руке. К тому же на большой поверхности затруднено корректирование композиции, и поэтому возникшие вдруг более интересные замыслы остаются нереализованными, и как следствие этого способности ученика раскрываются далеко не в полной мере. Перед тем, как школьники приступят к эскизам, необходимо поставить перед ними задачу найти наиболее выразительное графическое решение выбранного сюжета, проиллюстрировав возможные пути поиска на учебной таблице. Эксперимент показывает, что, варьируя по заданию учителя формат, план изображения, изменяя точку зрения, поворот предметов в эскизах, дети находят множество интересных решений, как бы вживаются в образы рисунка, а также совершенствуются в их изображении. Особенно полезен этот метод для учеников со слабой успеваемостью по изобразительному искусству. Обычно, приступая к изображению нового сюжета, ребята начинают с общего плана, который в последующих эскизах постепенно укрупняется, что приводит к большей конкретизации и выразительности образа. Подобные изменения композиционного решения требуют напряженной работы зрительной памяти, способствуют развитию визуального мышления. Творческая деятельность в науке и производстве, по исследованиям психологов, во многом основывается на способности оперировать зрительными образами, поэтому поиск ребенком графической формы рисунка имеет большое общеобразовательное значение. Детям, понявшим значение эскиза, как правило, легче дается любое другое задание программы, так как они умеют искать изобразительную форму рисунка, мысленно видя свое произведение завершенным. Изучение большого количества эскизов показывает, что этот метод работы над рисунком согласуется с возрастными особенностями учащихся 4 — 6 классов, которые проявляют аналитическое, критическое отношение к своему труду, стремление к реальности изображения. Работа над эскизом позволяет удачно сочетать разнообразие композиционных решений с единством темы, дает учителю возможность работать со всем классом и с каждым учеником в отдельности.

После завершения эскиза следует попросить учеников отметить тот, который кажется им более удачным. Преподаватель со своей стороны на том же уроке или во время

проверки должен также отметить наиболее удачный набросок. Придя к общему с учеником выбору, учитель кратко обсуждает с ним дальнейший путь развития художественной мысли, найденной в эскизе, корректирует его до выполнения в цвете на большом листе.

Чтобы сохранить и развить замысел, чтобы законченный рисунок не выглядел просто увеличенным эскизом, следует, во-первых, убедить учеников избегать детальной проработки эскиза и, во-вторых, добиться более внимательной и углубленной работы учеников на большой изобразительной поверхности. Ещё в начале выполнения задания нужно определить материал и технику будущего рисунка, чтобы дети выполняли предварительные эскизы в расчете на эти условия. Но так как большинству трудно мысленно представить себе выразительные возможности того или иного материала, необходимо продемонстрировать им детские рисунки, выполненные в избранном ими материале (акварель, гуашь и т. п.), обратив внимание на важные для понимания данной техники детали. Необходимо также показать таблицы с изображениями приемов, употребляемых в данной технике исполнения.

Чтобы дети с удовольствием воспринимали сам процесс работы над отдельными частями рисунка, укладываясь при этом в отведенное время, необходимо спланировать и соблюдать определенный порядок урока. Обеспечивается он не только требованием учителя, но и самим ходом объяснений. Порядок перехода от целого к частям, от общего к частному труден для детей, они часто разбрасываются, увлекаются, забывают о целом и начинают прокладку цвета с одной, нравящейся им детали. Поэтому нужно отвести на уроке время на поиск цветовой гаммы рисунка, на работу над фоном, на отделку деталей. В этом заключается фронтальная работа учителя с классом. Но кроме того, в течение урока он должен оказывать индивидуальную помощь каждому ученику, сочетающую беседу об образном содержании рисунка с демонстрацией технических приемов рисования. Нужно не отвергать, а поддерживать и развивать собственное решение ученика, дифференцированно подходить к каждому ребенку в зависимости от его творческих способностей и владения изобразительной грамотой. Поставив более сложную задачу перед сильным учеником и очертив возможные варианты ее решения, следует предоставить ему возможность самостоятельно решать ее в целом, лишь иногда слегка корректируя ход работы.

Основное внимание на уроке надо уделить ученикам со слабыми изобразительными возможностями. Не нужно заставлять их усложнять выбранную ими композицию рисунка, лучше из простого замысла извлечь максимум художественной выразительности. Таким ученикам трудно представить себе законченный результат, поэтому целесообразно поэтапно контролировать выполнение ими рисунка, разделив общую задачу на ряд частных. Если одинаковые трудности возникли у нескольких учеников, необходимо разрешить их, показав возможное решение на доске или отдельном листе бумаги. Нужно уверить ученика, что ничего особенно сложного в его труде нет, что он способен справиться с поставленной перед ним задачей. И вместе с тем добиваться от каждого добросовестности, желания сделать свой рисунок как можно лучше.

В конце урока полезно демонстрировать работы по мере их завершения перед всем классом, чтобы каждый мог услышать оценку товарищей, учителя, сравнить свою работу с другими. Такая практика ориентирует на сознательное критическое отношение к изобразительной деятельности, а главное — поднимает в глазах ребенка значение уже сделанного, пробуждает новые замыслы.

Хотя выполнение одного рисунка на заданную тему занимает два или даже три урока (что программа предусматривает только для работы над натюрмортом с натуры), школьники работают над темой с неослабевающим интересом. Представляется, что подход, при котором за отведенные для тематического рисования шесть уроков выполняется только два-три, а не пять-шесть заданий, возможно, более плодотворен и полезен для развития творческих способностей учащихся, так как он позволяет им более углубленно работать над художественным воплощением замысла, что в свою очередь повышает качество рисунков. Рисунки, созданные подобным методом, отличаются, по свидетельству специалистов, грамотностью, выразительностью, неожиданными, интересными композиционными и пластическими решениями. Беседы со школьными преподавателями подтверждают благотворное влияние данного метода на успехи детей в изучении таких различных учебных предметов, как литература, физика, геометрия, что выражается в большем понимании учениками сложных пространственных задач, в развитии образного мышления, в их интересе к трудным вопросам. Ребята, прошедшие такую творческую школу на уроках рисования, успешно выступают на районных и городских олимпиадах и конкурсах по изобразительному искусству, являются хорошими помощниками учителю по оформительской работе в школе.

Источник

Читайте также:  Сакура поэтапное рисование наруто
Оцените статью