Консультация для молодых педагогов «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ»
роза ахметова
Консультация для молодых педагогов «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя,ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п.,то выделяют методы:
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов:
• метод проблемного изложения материала.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью. Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод.Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
К традиционным техникам рисования относятся:
— рисование простым карандашом
— рисование цветными карандашами
— рисование фломастерами
— рисование гуашью
— рисование с помощью трафарета
— рисование восковыми мелками.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Нетрадиционные техники и приёмы:
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
• рисование ладошками.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
• печать поролоном.Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
• восковые мелки + акварель; восковые мелки + акварель.Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
• отпечатки листьев, шишек, цветов и пр.Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• рисование песком;
• рисование солью;
• набрызг.Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой.Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная.Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым
• печать по трафарету.Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
• монотипия предметная.Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
• кляксография обычная.Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается,изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются
• Граттаж (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
• Колажж — сочетание аппликации и рисования,причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.
Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: «Изобразительная деятельность как метод воспитания» презентацию к нему.
Кружок по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Волшебники» Нетрадиционное рисование является той техникой, которая создаёт ситуацию успеха у детей, формирует устойчивую мотивацию к рисованию.
Источник
Традиционные материалы для рисования и способы их использования
Анна Петренко
Традиционные материалы для рисования и способы их использования
Изображения в рисунках создаются при помощи разнообразных материалов. Художники в своем творчестве используют разные материалы: краски (масляные, гуашь, акварель, соус, уголь, сангину, пастель и другие. И в детском творчестве также необходимо включать разные краски, карандаши, мелки и т. п. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными, возможностями. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Материалы, которые мы предлагаем детям для рисования, имеет свою специфику, свои выразительные возможности с этим мы знакомим детей на занятиях.
— Карандаш. Например, карандаш – при работе с ним рука чувствует сопротивления материала. Карандашом можно резко очертить контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменения цвета достигается изменением силы нажима на карандаш. Карандашом можно провести широкую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивания рисунка связно с многократным повторением движения.
— Кисти. Для рисования детям даю разные кисти (мягкие круглые; плоские мягкие и жесткие щетинные,разных размеров: тонкие с 1 по 5 номер и круглые кисти с 10 по 18 номера. Кисть мягкая – рисование его не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительно. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе с карандашом. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без затраты усилий. Очень важно отметить, что рисование кистью очень облегчает работу маленькому художнику, так как в этом возрасте сила и точность рук плохо сформирована. Но зато работа с кистью уменьшается ощущения характера движений. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Чтобы рисунки получались выразительными, радовали детей, я учу их владеть различными способами работы кистью.
Часто отдается предпочтение то одному, то другому материалу. Так, если отрабатывается только техника карандашного рисунка, дети переносят её на работу с кистью, например при рисовании вертикальных и горизонтальных линий ведут кисть сбоку линии. Закрашивая рисунок, дети часто водят кисть туда обратно, не отрывая её от бумаги, как при закрашивании карандашом. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различия межу ними.
— Гуашь. Первые краски, с которыми знакомились малыши и которыми учатся рисовать,- гуашь. Гуашь – кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания её можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон, того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка. Гуашевыми красками рисуют во всех группах детского сада. В младших группах при рисовании гуашью даю в готовом виде 3 — 4 цвета. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре.
— Акварель. На занятиях детям даю работать и акварелью. Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Для создания рисунка кисть нужно насыщать краской, линии следует проводить один раз. Чтобы ребята хорошо усвоили способы работы кистью, было проведено познавательное занятие «Королева кисточка». На этом занятии ребята узнали,чего не любит кисточка: вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивые; нельзя оставлять кисть в воде, так как она быстро придет в негодность и так далее.
Иногда высказывается мнение, что в детском саду должно преобладать рисование краской, так как, это более легкий для детей материал, ярче и красочнее карандаша. Основываясь на этом, некоторые воспитателя совсем не проводят рисование карандашами. Такая точка зрения представляется неверной. Многие художники – педагоги подчеркивали необходимость овладения карандашным рисунком, особенно в дошкольном возрасте. Так, английский художник XVIII В. Д. Рейнольдс говорил в своих академических речах, что карандаш должен быть постоянным спутником учащихся.
Важное место занимал рисунок как вид изобразительного искусства в творчестве С. В. Серова. По свидетельству художников – современников, Серов никогда не расставался с карандашом, с ранних лет и до конца жизни. Так и П. И. Чистяков указывал, что без рисунка нет живописи.
Наиболее распространенными, используются для рисования в детском саду цветне карандаши. Для рисования используется и простой графический карандаш. Мы знакомим детей и с его особенностями.
Вместе с тем следует продумывать разнообразные изобразительные приемы в рисовании карандашом и кистью. Как правило, детям дается очень ограниченная техника работы этими материалами – в основном это рисование с последующим закрашиванием. Но не только цветные карандаши и краски могут быть использованы для создания изображения.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастель относится к «сухой технике». С самого начала введения новых материалов я учу детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличия от уже знакомых. Так мы используем на занятиях:
Угольный карандаш – «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Этот карандаш очень хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.
Сангина – короткие палочки – карандаши, завернутые в бумагу. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины.
Фломастеры — для рисования хороши и фломастеры. Они должны использоваться наряду с другими материалами. Его применяют в разной изобразительной деятельности.
Восковые палочки — интересный материал для рисования. Очень хорошо подходит для рисования с детьми младшего дошкольного возраста. Особенностью является то, что они достаточно толстые, и сломать их тяжело. При их изготовлении используется растительная основа. Такие карандаши довольно мягкие, юным художникам почти не потребуется нажима для четкой и яркой линии, хватает их надолго. К тому же они не оставляют пятен, не липнут к рукам, не крошатся.
Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию.
К «мокрым» относится рисунок кистью в технике туши, мокрого соуса, акварели, гуаши. Благодаря технике «акварель по сырому» рисунки получаются более нежными, само изображение кажется живым и естественным. А насколько интересно ребенку видеть, как оживают краски, как они двигаются. Сливаются, превращаются! Надо помочь детям поверить в себя, направить их деятельность по пути красоты, качества и труда, поощряя и восторгаясь.
Совершенствуя текстуру по консистенции, мы пробуждаем в детях творчество. Если в нее добавить древесные опилки, то она приобретет зернистую, выпуклую текстуру. Так предлагаем на занятиях сделать краску-соль. Смешать обычную соль с гуашью, чтобы получилась густая пастообразная краска, как будто с песчинками внутри. Когда она высыхает, получается необычная фактура рисунка.
Имея достаточные навыки, знания о технике изображения, разнообразные материалы, ребенок сможет творчески подходить к передаче имеющихся у него представлений. Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках.
В начале моей педагогической работы я видела в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка — радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности просто необходимы, чтобы рисование удивляло и восхищало детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. На помощь мне пришли нетрадиционные способы рисования.
Нетрадиционные способы рисования Нетрадиционные способы рисования Нетрадиционные способы работы с красками развивают пространственное воображение и неординарное мышление.
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования — кляксографии Кляксография — это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Кляксография.
Мастер-класс для педагогов «Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования» Дети много и долго пишут на уроках в школе. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лгком онемении их,.
Материалы и Оборудование по ИЗО деятельности. Перечень нетрадиционных техник рисования. 1 и 2 младшие группы. Первая и вторая младшие группы (2 — 4 года) 131. Бумага для рисования 15 Для рисования 132. Бумага цветная 15 133. Краски пальчиковые.
Краткосрочная образовательная практика «Волшебные краски». Нетрадиционные способы рисования Название краткосрочной образовательный практики: Волшебные краски. Старшая группа Составила: Ермолаева Л. А. Цель: обучение рисованию картины.
Нетрадиционные способы рисования (фотоотчёт) я использую в работе нетрадиционные техники рисования. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках.
Отчет по самообразованию на тему: «Нетрадиционные способы рисования» для детей первого года обучения Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Что означает слово «нетрадиционно»?.
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования на стекле В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более.
Сценарий занятия во второй младшей группе. Нетрадиционные способы рисования «Корзинка с грибами и яблоками» Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Задачи: Образовательные: • Упражнять в технике рисования штампами • Закреплять.
Способы нетрадиционного рисования для детей старшей группы Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад, во всех возрастных группах является.
Источник