- Рисование
- Учебник рисования 1 класс ростовцев
- Библиотека старых советских учебников по Черчению и Рисованию
- СОДЕРЖАНИЕ
- Библиотека старых советских учебников по Черчению и Рисованию
- СОДЕРЖАНИЕ
- КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?
- СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
- Скачать бесплатный учебник СССР — Методика преподавания рисования в I и II классах (Лошаков, Ростовцев, Титов)1958 года
- СКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVu
Рисование
Учебник для 1 класса
HAШA PEKЛAMA: 500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB Для рисования нужно иметь альбом или доску (на которую накладывается бумага), карандаш и резинку. ЛЕТО ОСЕНЬ. ЗИМА Источник Учебник рисования 1 класс ростовцевДЕТИ ДОМА. ДЕТИ ЧИТАЮТ запись закрепленаУЧЕБНИКИ РИСОВАНИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ Надо сказать, что подобных учебников по рисованию для средних общеобразовательных школ ранее никогда не издавалось ни в России, ни за рубежом, опереться было не на что. Первые пробные учебники по рисованию для I и II классов под авторством Н. Н. Ростовцева были изданы совсем небольшим тиражом и не были доступны школьникам поначалу, предназначались больше для учителя. В основу этих учебников была положена идея П. П. Чистякова: «Черчение и рисование начинается с изображения проволочных линий, углов, геометрических фигур и тел, за которыми следует рисование с геометрических фигур, сделанных из картона или дерева, и с гипсовых орнаментов, причем дается понятие об ордерах архитектуры». Чтобы приучить детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения и не заставлять их отвлеченно рисовать прямые, кривые и т. д. линии, в учебниках предлагалось изображать прямую с натуры, будет ли это проволочный стержень или натянутый шнур. Затем рекомендовалось переходить к рисованию с натуры проволочных фигур. Рисуя с натуры такие модели, учащиеся легко добивались сходства (соответствия между натурой и изображением), и это доставляло им радость и облегчало работу. Раньше им на уроках рисования с натуры предлагалось сразу нарисовать флажок, часы-ходики, портфель — это им было не под силу, у многих детей оставалось чувство неудовлетворенности от своей работы. Теперь же постепенно их подводили к рисованию объемных предметов. После проволочных моделей они рисовали с натуры фигуры, вырезанные из картона, затем условно плоские предметы (детскую лопатку, ракетку для настольного тенниса и т. д.). Затем учащиеся приступали к рисованию объемных предметов окружающей действительности. В этом же году был разработан новый проект учебной программы по рисованию, где было значительно увеличено количество часов на рисование с натуры. Занятия рисованием были продлены до VII класса. Источник Библиотека старых советских учебников по Черчению и РисованиюСкачать Советский учебник Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 1 КЛАССА Авторство: Николай Николаевич Ростовцев Формат: DjVu, Размер файла: 19 MB СОДЕРЖАНИЕДля рисования нужно иметь альбом или доску (на которую накладывается бумага), карандаш и резинку. Сиди свободно и прямо. Карандаш держи так, как показано на рисунке 1. Начало работы. Середина. Конец. с натуры прямую (верёвочку, палочку). Нарисуй с натуры несколько раз или палочку, наклоняя её в разные стороны. На четыре части. Составь орнамент из прямых линий. Вначале раздели полоску на равные части, потом определи, где расположить детали орнамента. Не нажимая сильно на карандаш наметь рисунок. Заканчивай рисунок более чёткими линиями. Составь орнамент из кривых линий. Орнамент составляй в таком порядке: вначале наметь место для орнамента и разбей его на части, потом расположи основной узор и заканчивай орнамент. Составь орнамент из прямых линий. Художник В. Е. Маковский в своей картине изобразил, как дети проводят летний отдых. Нарисуй, что ты делал летом. Шишкин. Ручей в лесу. ЗАПОМНИ НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ. Жёлтый. Красный. Синий. РАСКРАСЬ КРАСКАМИ ИЛИ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ. Составь орнамент и раскрась его красками: красной, синей и жёлтой. И. И. ЛЕВИТАН. Золотая осень. НАРИСУЙ С НАТУРЫ УГЛЫ, СДЕЛАННЫЕ ИЗ ПРОВОЛОКИ. Составь узор из прямых линий Сделай рисунок к знакомой тебе сказке. М. И. Ткачёв. «Про Комара Комаровича длинный нос и про мохнатого мишку короткий хвост». Сказка Д. И. Мамина-Сибиряка. НАРИСУЙ С НАТУРЫ ФЛАЖОК. СОСТАВЬ ОРНАМЕНТ В КВАДРАТЕ. НАРИСУЙ С НАТУРЫ ЕЛОЧНЫЕ ФЛАЖКИ. Бледно наметь карандашом рисунок Проверь его по натуре После проверки заканчивай рисунок ЗАПОМНИ НАЗВАНИЯ ЦВЕТОВ. РАСКРАСЬ КРАСКАМИ ИЛИ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ. НАРИСУЙ С НАТУРЫ ЁЛОЧНЫЕ ФЛАЖКИ И РАСКРАСЬ ИХ В ТЕ ЦВЕТА, КАКИЕ ОНИ ИМЕЮТ В НАТУРЕ. Составь орнамент и раскрась его красками. Нарисуй с натуры модели из проволоки. Художник В. В. Хвостенко сделал рисунок к сказке «Медведь—липовая нога». Нарисуй и ты кого-нибудь из знакомой тебе сказки. Е. М. РАЧЕВ. Лиса и волк. Нарисуй с натуры модели из проволоки. Составь орнамент из кривых и прямых линий. Составь орнамент из треугольников. СОСТАВЬ ОРНАМЕНТ В КВАДРАТЕ И РАСКРАСЬ ЕГО КРАСКАМИ. Рисуй в таком порядке. Нарисуй с натуры плоские округлые фигуры. СОСТАВЬ ОРНАМЕНТ ИЗ ПЛОСКИХ ОКРУГЛЫХ ФИГУР. Художник В. М. ВАСНЕЦОВ изобразил Алёнушку из сказки «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка». Вначале наметь место для орнамента и раздели его на части. Затем наметь основные части орнамента. После этого орнамент окончательно прорисуй. Художник В. М. ВАСНЕЦОВ изобразил Царевну-Лягушку по русской народной сказке. Нарисуй и ты кого-нибудь из знакомой тебе сказки. Нарисуй с натуры доску для резания овощей. И. И. ЛЕВИТАН. Март. И. И. ЕНДОГУРОВ. Начало весны. Нарисуй с натуры лист дуба. Н. Н. ЖУКОВ. Владимир Ильич Ленин с детьми. Источник Библиотека старых советских учебников по Черчению и РисованиюСкачать Советский учебник Назначение: Данное методическое пособие предназначается учителям, которые в своей работе будут пользоваться учебниками по рисованию для I и II классов начальной школы (автор Н.Н. Ростовцев). Оно поможет им правильно организовать учебный процесс. Авторство: Лошаков Н.И., Ростовцев Н.Н., Титов Е. П. Формат: DjVu, Размер файла: 6.69 MB, Формат: PDF, Размер файла: 3.6 MB СОДЕРЖАНИЕГлава /. Обучение рисованию в школе. Глава //. Организация учебных занятий Глава III. Методика обучения 26 Рисование с натуры. Наблюдение натуры . . — Методическая последовательность в работе над Декоративное рисование и рисование на темы . 52 Домашние задания 61 Глава IV. Методические пособия 63 Предметы для рисования с натуры — Репродукции с картин, схемы, методические таблицы 67 Список литературы . . 69 КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?СМОТРИТЕ ЗДЕСЬСкачать бесплатный учебник СССР — Методика преподавания рисования в I и II классах (Лошаков, Ростовцев, Титов)1958 годаСКАЧАТЬ PDF СКАЧАТЬ DjVuВладея элементарными навыками в рисовании с натуры, человек может зарисовать деталь машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму вновь открытого микроба. Выдающиеся деятели науки и культуры не раз указывали на огромное значение рисунка для практической деятельности человека. Так, например, М. И. Калинин писал: «. умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов. Рисование и черчение приобретает теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники, что механизация процессов труда развивается не только в городе, но и в деревне» ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮ В ШКОЛЕ Перед советской школой поставлены большие задачи: подготовить всесторонне развитых и образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни. Эти задачи практически могут быть осуществлены на основе повышения уровня всей учебно- воспитательной работы школы и, в частности, повышения качества преподавания рисования. Владея элементарными навыками в рисовании с натуры, человек может зарисовать деталь машины, набросать план какого-либо сооружения, зарисовать форму вновь открытого микроба. Выдающиеся деятели науки и культуры не раз указывали на огромное значение рисунка для практической деятельности человека. Так, например, М. И. Калинин писал: «. умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и разных сложных агрегатов. Рисование и черчение приобретает теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники, что механизация процессов труда развивается не только в городе, но и в деревне» 1. Н. К. Крупская в одной из своих работ писала: «Кроме черчения, которое теснейшим образом должно быть связано с программами по труду, с моделированием, необходимо поставить во всех группах самым серьезным образом рисование, развивающее зрительную память, помогающее точности образного мышления, что 1 М. И. К а л и н и н, О коммунистическом воспитании и обучении, изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М.-Л., 1948, стр. 108-109. для овладения техникой, для развития политехнического кругозора, для творческой работы в области техники имеет исключительное значение» 1. Умение рисовать необходимо и архитектору, и инженеру-строителю, и врачу, и ботанику, и географу, и геологу-разведчику. Выполнение упражнений по рисованию в начальной школе оказывает большое влияние на формирование у учащихся четких представлений об окружающих его предметах и явлениях. Запас представлений способствует умственному развитию ученика, выработке у него материалистического миропонимания. Воспитывая у учащихся ясные образные представления на уроках рисования, мы тем самым влияем и на развитие их памяти. В жизни человека велика роль образной памяти, и именно она в первую очередь развивается на уроках рисования. Но уроки рисования оказывают влияние не только на развитие образной памяти учащихся. Значительно их влияние на развитие и других видов памяти: двигательной, эмоциональной и словесно-логической. На основе в первую очередь ясных представлений о предметах и явлениях развивается у ученика и способность воображения. Умелое разрешение задачи развития воображения учащихся имеет большое значение для осуществления политехнического обучения в школе, для дальнейшего развития научной, технической и художественной культуры нашей родины. Процесс изображения дает детям возможность глубже познать те предметы, знакомство с которыми раньше ограничивалось только лишь их созерцанием. С процессом изображения тесно связан процесс наблюдения. Несомненно, что целенаправленное рассматривание предмета развивает наблюдательность ученика. Но значительно больше активизируется его наблюдательность во время работы над рисунком. Стремясь изобразить какой-либо предмет, ученик изучает его пропорции, внимательно рассматривает не только его общую 1 Н К Крупская, К вопросу о программах политехнической школы (к Всероссийской конференции по производственному обучению в ФЗС), Наркомпрос РСФСР, Учпедгиз, 1931, стр. 9-10. форму, но и ее более мелкие детали, без знания которых невозможно реалистическое воспроизведение формы предмета на изобразительной поверхности. Не изучив те качественные особенности, которые характерны для данного предмета, не сумев вскрыть влияние окружающей обстановки на предмет, ученик не смог бы никогда создать реалистически грамотный рисунок. Чем больше развита наблюдательность ученика, тем точнее, правильнее изображает он натуру. Процесс изображения, требуя от ученика постоянного внимания, развивает у него это очень ценное качество. Ученик приучается наблюдать. Ребенок не сможет достаточно овладевать в школе основами наук, если с самого начала не будет обращено внимание на развитие его способностей к наблюдению. Способность наблюдать оказывает влияние не только на успешность овладения учащимся основами наук в общеобразовательной школе. Эта способность оказывает влияние на формирование в сознании ребенка предпосылки для научно-исследовательской работы, воспитывает в нем те качества, которые позволяют ему в дальнейшей практической деятельности творчески подходить к разрешению тех или иных производственных операций. Наблюдение является особым видом преднамеренного восприятия. Правильно организованное оно оказывает большое влияние на развитие зрительного восприятия. Существует прямая связь между развитием восприятия ребенка, его органов чувств и общим процессом эстетического воспитания ребенка в школе. С. Г. Бережков в статье «Эстетическое воспитание» справедливо отмечает: «Развитие органов чувств, развитие восприятия и на основе его — эмоциональной жизни воспитуемых-это первая задача, это фундамент, без которого все здание эстетического воспитания было бы призрачным замком, фикцией» К В познании объективно существующего мира большое место принадлежит зрению. Процесс познания объективной реальности при помощи зрения во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. 1 1 С. Г. Бережков. Эстетическое воспитание, журн. «Советская педагогика», 1938, № 10, стр. 55. Большими возможностями для развития у детей таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, располагает рисование. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. Сложный процесс изображения включает в себя восприятие предмета (зрительный анализ его формы, окраски, положения в пространстве, освещенности), нанесение вначале на изобразительную поверхность обобщенных очертаний предмета, прорисовку всего предмета с большим вниманием к его деталям (анализ) с целью более полной характеристики его, заключительный этап — обобщение (синтез). В ходе выполнения этой сложной работы воспитывается не только образное мышление ученика, но и элементы абстрактного мышления. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Кроме вышеперечисленных качеств, рисование воспитывает в ребенке волю и целеустремленность. Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ребенок имеет перед собой определенную цель и стремится достичь ее. Очень часто на пути к ней встречаются препятствия. Бывают случаи, когда ученик пасует перед ними, заявляя: «. я не умею рисовать, у меня не выходит». Но чаще видишь, как он, напрягая все свои возможности, старается преодолеть вставшие перед ним трудности и достигает определенного успеха. Умение сосредоточить свои силы для достижения определенной цели имеет огромное значение для практической деятельности человека. Развивая целеустремленность в ребенке в процессе работы над рисунком, мы тем самым уже на школьной скамье вырабатываем в нем очень важную способность для его дальнейшей жизни и для жизни всего общества. Преподавание рисования в школе имеет огромное значение и для эстетического воспитания учащихся. Воспитание ребенка в духе коммунистической нравственности — процесс сложный и длительный. Ведущее место в этом процессе занимает школа. Источник |