Основы рисования: 10 лучших учебников для художника
Если ваша давняя мечта научиться рисовать как настоящий художник, но нет времени для того, чтобы идти в художественную школу, или денег, чтобы нанять репетитора, не отчаивайтесь! Вы можете самостоятельно заняться обучением дома в свободное и удобное для вас время. Главное – это тщательно подготовиться, потому что вашим учителем будете вы сами.
В первую очередь необходимо понять, какими именно знаниями вы должны овладеть. Решающее значение в самостоятельном обучении имеют правильно подобранные книги. В учебных заведениях для художников-живописцев преподают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композиция, цветоведение, анатомия и перспектива. Если вы самостоятельно решили изучать курс рисования, то вам понадобится набор следующих учебников.
Рисунок
Основы учебного академического рисунка. Николай Ли.
Автор подает весь курс академического рисунка, последовательно раскрывая все материалы учебной программы художественного училища. Шаг за шагом вы легко освоите рисование простых геометрических тел (куб, цилиндр, сфера, конус, пирамида), которые лежат в основе конструкций любых более сложных предметов таких как греческие вазы, капители, предметы мебели, дома, человеческое тело. Из этой книги вы узнаете основы линейной перспективы, метод конструктивного построения в рисунке, понятие о пропорциях предметов и их значение в рисунке, а также знания пластической анатомии тела человека.
Рисунок. Наброски и зарисовки. В. К. Кузин
Выполнение набросков и зарисовок играет важную роль в развитии выразительности рисунка, цельности видения, умения передать пропорции и основные черты позы. Данная книга ознакомит вас с художественными возможностями линии и пятна, а также с различными материалами, которыми можно выполнять наброски. Здесь полно примеров набросков выдающихся художников. Кроме того, вы узнаете роль набросков в создании композиции, и освоите техники и схемы построения набросков и зарисовок.
Игра света и тени для художников. Бёрн Хогарт
Из этой книги вы узнаете о всевозможных типах освещения и влияние света на материальность. Вы получите обширное представление о том, что такое светотеневой рисунок на плоскости, и какую роль играет свет в моделировке формы. У вас будет представление о том, какие есть категории света и тени, и как влияет свет на выразительность композиции. А также поймете, чем отличаются друг от друга плоский рассеянный свет, лунный свет, скульптурный свет, пространственный свет, фрагментарный свет, ослепляющий свет, выразительный свет. В целом, в этой пособии вы обнаружите сотни определений света и получите более глубокое представление о его функции в рисунке.
Живопись
Техника акварельной живописи. П. П. Ревякин
Эта книга, выпущенная еще во времена СССР, является универсальным руководством по академической живописи. Она дает широкое представление о влиянии освещения на цвет и раскрывает такие основные понятия в живописи как собственный и отраженный свет, цветовая температура, светотень, локальный цвет предмета. Этот учебник познакомит вас с особенностями чувствительности нашего зрения к цвету и различными видами цветовых контрастов. Вы узнаете, какие материалы необходимы при работе с акварельными красками, а также особенности взаимодействия различных пигментов с бумагой. Здесь описана подробная методика работы классического способа моделировки формы предметов при помощи акварельных красок, а также дается понятие о перспективе и планах в живописи. Значительная часть книги посвящена написанию архитектурных сооружений, поэтому ее полезно будет прочитать даже архитекторам.
Основы живописи. Могилевцев В. А.
Эта книга рассчитана на профессиональное обучение портретной живописи. Здесь изложены базовые знания об академической живописи маслом в жанре портрета. Также здесь есть описание перечня необходимых материалов, этапы рисунка кистью на холсте, схема проработки деталей (глаза, нос, губы). А также здесь рассмотрены цветовые отношения и выразительные средства живописи. Книга разбита на 4 раздела: голова, портрет с руками, фигура, копирование. В каждом из разделов автор подробно описывает все этапы работы от замысла, создания эскиза до детализации и обобщения готового портрета. Кроме этой книги у Могилевцева есть еще две отличные книги “Основы рисунка” и “Наброски и учебный рисунок”, которые также заслуживают внимания и могут служить альтернативой вышеуказанным учебникам по рисунку.
Полный курс масляной живописи. Хеннес Руиссинг
В данной книге вы найдете описание материалов для живописи маслом, рецепты грунта, методы создания подрамника, обтяжки его холстом и проклейки грунтом. Автор демонстрирует все этапы работы: от наброска до создания готового живописного полотна. Из этой книги вы узнаете как работать с мастихином, чем отличаются пастозные и лессировочные краски, что такое воздушная перспектива и колорит. Здесь есть простые примеры для наработки техники письма маслом в основных жанрах. Кроме того автор дает понятие о цветовых контрастах и способах применения их в живописи, а также дает советы, как избежать многих ошибок при работе с красками начинающим художникам.
Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты. Кейт Фенвик.
Если вам больше по душе акварель, то эта книга позволит с легкостью освоить пейзажную живопись. Она содержит в себе множество иллюстрированных примеров. При помощи нее вы освоите технику написания деталей пейзажа, которые порой представляют сложность для начинающих – это вода, архитектурные детали, камни, одиночные деревья. Автор детально рассматривает способы написания различных атмосферных эффектов, архитектурных и горных пейзажей, учит различным приемам написания неба, леса, воды. Он раскрывает секреты своей палитры, демонстрирует возможности применения маскирующей жидкости, дает множество мелких практических советов.
Анатомия
Изображение человека. Готтфрид Баммес
Безусловно, самый лучший автор, которого можно найти для изучения пластической анатомии художнику. Баммес не только профессионально излагает анатомию фигуры человека, но и дает представление об изображении фигуры на плоскости. Самая лучшая его книга «Анатомия для художников», к сожалению, не переведена на русский язык. Поэтому всем, кто не владеет немецким языком, рекомендую ознакомиться с этими двумя книгами на русском языке «Образ человека» и «Изображение человека. Основы рисунка с натуры», которые являются компиляцией оригинальной книги на русском языке. Первая книга является подробным курсом анатомии и дает полное представление о строении, пропорциях человеческого тела, изображении статичной и динамичной человеческой фигуры. Вторая книга посвящена больше именно процессу рисования фигуры на плоскости и позволит вам освоить различные способы моделирования формы человеческого тела.
Цветоведение
Искусство цвета. Иоханнес Иттен
Данная книга представляет собой обширный труд о теории цвета. Она познакомит вас с физической природой цвета, расскажет об основах цветовой гармонии и даст полное представление о системе цвета. Вы узнаете не только о цветовом конструировании, всех типах цветового контраста, цветовой гармонии и теории цветовой выразительности, которые являются базой во многих учебниках по цветоведению, но и расширите свое представление о цвете боле глубокими познаниями. Автор углубляется в изучение семантики цвета, субъективного восприятия цвета, пространственного воздействия света на цвет. Кроме того, Иттен уделяет внимание теории цветовых впечатлений, что является особенно важным для художников-живописцев, которые интересуются реалистичной передачей объектов в световоздушной среде.
Композиция
Основы композиции. Н. М. Сокольникова.
Несмотря на то, что этот учебник рассчитан на учащихся 5-8 классов, на мой взгляд, это полезная книга как для начинающего, так и для опытного художника. Здесь в простой форме изложены основы композиции и очень удачно подобраны примеры, которые доступно передают логику композиционного размещения объектов на плоскости. Книжка знакомит читателя с элементарными правилами и средствами композиции, значением диагоналей в передаче движения, силовыми линиями формата, средствами выделения сюжетно-композиционного центра, правило золотого сечения, симметрии и асимметрии. В общем, здесь вы найдете все необходимое, что нужно учитывать при построении любой композиции, включая практические советы, которые легко усваиваются и применяются.
Вот с таким набором учебников, вы можете справиться с процессом обучения рисованию самостоятельно! Все эти книги можно легко скачать в интернете, но еще лучше будет приобрести их оригиналы для настольного чтения. Напоследок, еще один совет – старайтесь обращаться в первую очередь к методической литературе авторов-академиков и избегать поверхностных брошюр в мягкой обложке с броскими названиями, которые, как правило, не дают системных знаний.
Источник
Учебники по академическому рисованию
Николай Ли
«Основы учебного академического рисунка»
«В предлагаемой книге рассматриваются теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты. Книга содержит полный объем основных учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач; рассматривает основы композиции, перспективы, пропорции, законы светотени и пластической анатомии, дает представление о форме, объеме и конструкции. Особое внимание автор уделяет методике конструктивно-структурного изображения предметов, а также конструктивно-анатомическому анализу сложной живой формы, основанному на закономерностях их строения. Основные принципы учебного рисунка с натуры, приведенные в книге, способствуют формированию и развитию объемно-пространственных представлений и совершенствованию графических навыков у заинтересованных читателей.
Учебник предназначен для студентов художественных и архитектурных ВУЗов и факультетов, а также для учащихся профессиональных учебных заведений художественного профиля и рекомендуется в качестве теоретического, методического и практического руководства для преподавателей и учителей художественных школ и училищ.»
Доп. информация: Многие небезосновательно считают эту книгу лучшей по академическому рисунку. Простой и понятный язык изложения, хорошие иллюстрации.
Преподаватели настоятельно рекомендуют если не купить ее, то хотя бы снять ксерокопии с ключевых страниц.
Смит Рей
«Настольная книга художника»
Исчерпывающее практическое руководство по изобразительному искусству, подготовленное специально для молодого поколения художников.
Содержит важнейшую информацию, которая сопровождается более 1000 цветных фотографий; это — ваш проводник в мире инструментария, материалов и техник, составляющих основу ремесла художника. Описывая множество важных и интереснейших современных процессов, которые стали доступны художнику в наши дни, книга предоставляет богатую и детальную техническую информацию обо всех аспектах живописи, рисунка, гравюры и родственных изобразительных искусств.
Рэй Смит представляет бесценную иллюстрированную «библиотеку» основных навыков живописных техник, а также дает инструкции по работе в более сложных, замысловатых видах искусства и вдохновляет читателя на новый поиск.
«Большой самоучитель рисования»
Книга подскажет, как без особого труда, используя маленькие хитрости, сделать свое творчество оригинальным. Вы узнаете, что такое живопись, рисунок, печать, растирание, коллаж, акварельная размывка, техника процарапывания и т.д. Как работать с цветом, формой, как передать размер и динамику, отобразить характер, найти пространственное решение, оживить картинку, вас научат опытные художники.
Баррингтон Барбер
«Рисование для начинающих. Оттачиваем мастерство»
Перед вами простой и эффективный самоучитель рисования для начинающих. Известный художник, преподаватель и автор бестселлеров Баррингтон Барбер рассказывает о применении пропорций, принципах перспективы, светотени и других основах рисования, а также старается подарить своим читателям вдохновение.
Вы не только получите необходимые новичку уроки рисунка и научитесь изображать окружающую реальность, но и узнаете, как придать своему произведению то или иное настроение, сможете выработать свой собственный неповторимый стиль. Наглядные иллюстрации и подробные доступные объяснения дадут вам необходимый старт. Учитесь рисовать с удовольствием!
Марк Кистлер
Вы сможете рисовать через 30 дней.Простая пошаговая система, проверенная практикой
Умение рисовать — приобретаемый навык, а не врожденный талант, как полагают многие. Любой может научиться красиво рисовать! Все, что вам для этого нужно — карандаш, листок бумаги и готовность открыть в себе настоящего художника. Обо всем остальном вы узнаете из этой книги. В ней раскрыты все секреты создания сложных трехмерных изображений. В книге вы найдете: быстрые и легкие пошаговые инструкции рисования любых предметов: от простых сфер до яблок, деревьев, зданий и лиц людей; необходимые советы, техники и небольшие уловки, помогающие в создании объемных рисунков; 9 основных законов рисования, с помощью которых вы сможете создать иллюзию глубины в любом изображении; Уделяя всего 20 минут в день в течение месяца, вы научитесь рисовать все, что захотите. Берите свой карандаш и начинайте сегодня!
Уилли Погейни
«Искусство рисования»
Книгу, которую создал Уилли Погейни (1882-1955), не одно поколение американских художников признало наиболее популярным и информативным руководством по изображению человеческой фигуры или ее фрагментов.
Искусство рисования — наиболее популярное и информативное руководство по рисованию, явившееся источником вдохновения для многих поколений художников.
Автор передает основные принципы искусства рисования в простой конструктивной манере.
Более того, Погейни представляет полное анатомическое описание каждой части тела, включая кости скелета и мышцы.
Книга содержит множество иллюстраций, наглядно демонстрирующих процесс создания законченного рисунка. Эта книги пригодится любому художнику — как начинающему, так и уже сложившемуся.
Стасенко Е. ИЗОСТУДИЯ. Курс изобразительной грамоты
Обычно изобразительному искусству обучают способных к нему людей. В результате многое оставляется без объяснений — способный ученик и так все делает хорошо. Что-то он копирует у мастеров, до чего-то доходит интуитивно.
В этом пособии речь идет о вещах которые часто остаются за рамками учебников по изобразительному искусству. Оно позволяет восполнить пробел существующий в обучении самым первым шагам в изобразительной грамоте. В нем дается объяснение технических приемов, облегчающих выполнение рисунка и даются основные теоретические знания.
Я назвал в свое время эту методику «Методикой Первого Толчка», имея в виду что впоследствии каждый ученик сможет уже самостоятельно применить методические приемы этого курса для освоения материала выходящего за его рамки.
Каждое задание содержит теоретическую часть, которая практически осваивается по ходу выполнения задания. Каждое задание при условии успешного освоения материала достаточно выполнить один раз, исключая упражнение на постановку руки.
Желаю успехов!
Евгений Стасенко https://vk.com/club11675439 если не ошибся то это группа автора
http://www.artschool.forum.ru/list.htm -онлайн учебник на сайте автора
Н.С. Механик
«Основы пластической анатомии»
Прошло уже около 50 лет с появления последнего оригинального отечественного руководства по пластической анатомии для высших художественных учебных заведений. Мы имеем в виду хорошо известный работникам изобразительных искусств учебник М.Г.Тихонова. За истекший период многое изменилось. Наука обогатилась новыми фактами, ряд старых положений получил другое освещение.
Имеющиеся старые руководства по пластической анатомии уже не стоят на современном научном уровне, а также не отвечают полностью задачам подготовки художника. Основной недостаток этих руководств заключается в том, что они дают учащимся образцы анатомического построения формы лишь в статическом ее состоянии и не объясняют возможных изменений тела при различных движениях. Это приучает учащихся к бессознательному запоминанию схем построения пластических форм, против чего так восставали лучшие отечественные педагоги рисунка.
Современное руководство по пластической анатомии должно дать исчерпывающий ответ на все вопросы учащихся, связанные со всесторонним изучением формы тела. Все, что видно на живой модели в самые различные моменты движения, должно быть ясно понято учащимися.
Преподаватели рисунка, живописи и скульптуры должны найти в таком руководстве достаточно полный по объему и научный по содержанию материал, пользуясь которым, они сумеют помочь учащимся глубоко изучить пластическую форму тела человека.
Источник