2. Азы композиции. Азы колористики
Цель сегодняшнего занятия: Изучить основные законы композиции и цветоведения.
Основы композиции
Композиция
Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.
Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.
Композиция в переводе с латинского означает «составлять, сочинять». Компоновка — составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово «композиция» означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий «композиция» и «компоновка» носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин «композиция» употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании «композиция» — это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.
Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции — это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту… И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей». Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного — это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.
В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение.Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом — везде.
Источник
Упражнение по цветоведению. Нюанс в живописи
егодня мы поговорим о нюансе в живописи. Слово «нюанс» пришло в наш язык от французского nuance — оттенок. Нюансные цветовые отношения рождены самой природой, каждый день мы можем любоваться нежнейшими цветовыми переходами, тонкими градациями, возникающими в предрассветной дымке и тающими с первыми лучами восходящего солнца, зимними вариациями синих и голубых красок, оранжево-красной мозаикой осени, деликатной сдержанностью весенней палитры, сочной зеленью июльского леса.
Ниже представлены специально подобранные фотографии, соответствующие определенному состоянию природы, времени года или суток. Из них составлено несколько коллажей, которые снабжены цветовой шкалой, наглядно показывающей доминирующие цветовые отношения.Чтобы самостоятельно нарисовать картинку, правильно используя близкие друг к другу оттенки, внимательно изучим наглядный материал.
Обратите внимание, как преломляются солнечные лучи на рассвете в воздухе, насыщенном капельками влаги. Он не прозрачен, похож на дымку, где-то окрашенную в сиренево-серые, где-то в бледно-зеленые или карамельно-розовые тона.
Говоря о сближенных оттенках, нельзя не вспомнить зимние сумерки, окрашенные в потрясающие густые сине-фиолетовые цвета.
Нас всегда восхищают эмоциональные, громкие, звучные оранжево-красные, охристо-рыжие, багрово-коричневые аккорды осени!
Серебристая серо-коричневая сдержанность весенних пейзажей полна тихой задумчивости, предвкушения пробуждения природы, готовой вот-вот очнуться от зимнего сна.
Удивительно богата зелеными оттенками атмосфера летнего леса, наполненного своей насыщенной жизнью, срытой от посторонних глаз. Вы, наверное, замечали, даже воздух в лесу кажется зеленым.
Облачное небо тоже всегда привлекало художников своими необычайно живописными тонкими цветовыми и тональными переходами.
У каждого времени года, суток, у любого погодного состояния можно найти свою, особую гармонию нюансных цветовых отношений. Если вы будете более внимательными и наблюдательными по отношению к окружающему миру — сделаете для себя массу интересных открытий. В ходе текущего занятия любому начинающему художнику будет не трудно выполнить простое упражнение на получение и использование нюансных цветовых сочетаний. Впоследствии вы сможете успешно применять полученные сегодня знания и навыки в своем творчестве. Нельзя не сказать, что самые простые упражнения по цветоведению заметно обогащают восприятие, делают глаз острее, видимый мир ярче, насыщеннее.
Упражнение заключается в том, что вначале нужно нарисовать три-четыре (или больше, по желанию) одинаковых пейзажа. Первый пейзаж выполняется по представлению, это как бы собирательный образ. Остальные копируем через оконное стекло или через копирку. Можно выбрать другой сюжет — орнамент, натюрморт или что-то еще.
Затем каждый пейзаж мы решаем в цвете, выбирая по желанию нюансную палитру оттенков (смотрим картинки выше). Рисуем гуашью, смешивая краски на палитре (можно взять тарелочку).
Используя подбор оттенков, соответствующих цветам раннего пасмурного весеннего утра, получаем вот такое настроение.
Сближенные оттенки зеленого цвета помогут нам создать атмосферу летнего дня на природе.
Охристо-желтые, бордово-коричневые цвета подойдут для создания звучного осеннего колорита.
Используя различные оттенки холодных цветов вы без труда нарисуете зимний пейзаж.
В итоге у вас получится четыре (или больше) упражнения, где использованы сближенные оттенки. Это значительно расширит ваши творческие возможности, вы сможете рисовать картины с определенным настроением, которое хотите передать. Впредь, прежде чем рисовать, представьте себе цветовую гамму, которая больше подойдет для вашего рисунка. Можете нарисовать красками нужную вам цветовую шкалу, чтобы ориентироваться на нее в ходе выполнения работы. И, конечно, не забывайте красиво оформлять ваши рисунки.
Источник
Серия практических заданий по теме «Цветоведение» по предмету «Живопись» для 1 класса. Возраст 10-11 лет
Ольга Юрьевна Лобанова,
МБУ ДО ДШИ г. Полярные Зори, Мурманская обл.
Серия практических заданий по теме «Цветоведение» по предмету «Живопись» для 1 класса. Возраст 10-11 лет
Основная цель обучения живописи – это формирование у учащихся знаний, умений и навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи.
Для создания любой живописной работы детям требуется усвоить и применить определенные знания, умения, навыки. Но простое изложение знаний, без эмоционального настроя, скучно, сложно для понимания, не дает высоких творческих результатов. Успех в обучении зависит от того, насколько ребенок эмоционально откликнулся на учебный материал, создал в воображении образ, близкий и понятный ему.
Основная проблема при обучении детей живописи заключается в том, что в начальный период обучения им трудно овладеть секретами палитры. Рождение оттенков при смешении красок само по себе заманчиво, но дается с трудом. Поиск нужного оттенка является для ребенка трудной технической задачей, заставляющей забывать обо всем остальном. И самая трудная задача: как развить у детей способность создавать выразительные цветовые решения, находить оттенки, выражающие определенное чувство, отношение к изображаемому? Для того чтобы попытаться решить эти проблемы уже в начале обучения предлагается серия уроков по цветоведению. Задания ориентированы на школьников 10-11 лет и с 3-х часовой недельной нагрузкой.
Понятие «цветоведение». Основные цвета. Цветовой круг.
Дополнительные цвета, контрастные пары.
Теплые, холодные цвета. Приемы акварельной живописи.
Листья на асфальте. Смешивание красок.
Мягкая игрушка черного цвета. Живопись без черной краски.
Копирование лоскута ткани.
ПОНЯТИЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ». ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА. ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
Искусство цвета является предметом исследования различных наук, физики, психологии, медицины и, несомненно, изобразительных искусств. Теория цвета лежит в основе изучения живописи станковой и декоративной композиции, дизайна.
Цветоведение – наука, изучающая и объясняющая явления цвета: происхождения цвета тел и всех наблюдаемых объектов, изменения, которые происходят с цветом при различном освещении и на различных расстояниях, смешение и взаимодействие цветов.
Основные цвета — желтый, красный, синий. Все остальные цвета получаются путем смешивания – зеленый, оранжевый, фиолетовый. Предлагается разметить 12 –частный цветовой круг, вписав в него также основные первичные цвета, а от них полученные цвета при смешивании. Задача данного урока, именно путем смешивания красок на палитре прийти к результату и заполнить получившимсяцветом положенную часть цветового круга.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА. КОНТРАСНЫЕ ПАРЫ.
В теоретической части урока рассказывается о существовании 3-х контрастных пар, а именно ЗЕЛЕНЫЙ + КРАСНЫЙ, СИНИЙ+ОРАНЖЕВЫЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ+ЖЕЛТЫЙ, и что получается при смешивании этих пар серо-коричневые нейтральные оттенки, о которых можно говорить, как об оттенках черного цвета. Следует довести важность знания контрастных пар и их свойств. Так как эти цвета, как дополняют друг друга на контрасте, так и приглушают, делают цвета более гармоничными, менее кричащими, если их подмешивать друг в друга.
В практической части урока выполняется композиция. На листе предлагается нарисовать декоративное изображение (рыба, сова, бабочка, черепаха и т. д.), поделить на различной конфигурации части. Все решить в цвете одной контрастной парой, подбирая как можно больше оттенков цвета, «играя контрастами». Например фигура рыбы в красных оттенках, а фон в зеленых.
Выполнив это задание, задача учащихся понять и увидеть разнообразие цветовой палитры только двух цветов, а если в картине их будет множество! Также приучаться постепенно, пользоваться палитрой, смешивать краски, отходит от манеры рисования «из коробки».
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА. ПРИЕМЫ АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ.
Продолжается изучение цветового круга. Если в предыдущей теме нужно было «отработать» на контрасте, то теперь цветовой круг рассматривается с точки зрения «теплый», «холодный». На листе предлагается рисовать на свободную тему, но изображение должно быть стилизованным, декоративным, разделенным на отдельные части. Для решения в цвете нужно выбрать либо теплую (от желтого до фиолетового, через оранжевый и красный), либо холодную (от желтого до фиолетового через зеленый и синий) половину цветового круга. И подбирая, как можно больше оттенков, выполнить работу в цвете. Собрать так называемый «пазл». Также следить за контрастом по тону, для более выразительной композиции. В задание можно поставить как одну из задач — знакомство с таким приемом акварельной живописи как «заливка», уделить этому особое внимание. Учиться «гнать капельку».
«ЛИСТЬЯ НА АСФАЛЬТЕ». СМЕШИВАНИЕ КРАСОК.
Задание представляет собой рисование с натуры. Осенние листья положить на темно-серый или черный фон под стекло. Рисунок листьев рисовать крупно, представив, как выглядят осенние листья на асфальте под ногами. Обрезая края изображения, для более натурального вида.
При выполнении в цвете листьев, подбирать различные оттенки теплой, осенней цветовой палитры. Делать какие-либо возможные вкрапления цвета, создавая фактуру осенней окраски. Темный фон написать, не используя черную краску, пользуясь контрастными парами, смешивая их между собой (красный + зеленый, синий + оранжевый, фиолетовый + желтый). Опять собираем «пазл», рисуем кусочками.
МЯГКАЯ ИГРУШКА ЧЕРНОГО ЦВЕТА НА ЦВЕТНОМ ФОНЕ.
Рисование с натуры. Ставится натюрморт с мягкой игрушкой черного цвета. Мягкая игрушка, так как учащиеся еще не умеют делать конструктивного построения предметов, либо делают это еще не совсем уверенно. Задача опять написать черный без использования черного из коробки с красками. Цветной фон пишется подбором максимально возможным количеством оттенков цветов, используемых драпировок. Говорится о том, что освещенные места натюрморта пишутся более теплыми оттенками, а в тени цвет становится холоднее.
КОПИРОВАНИЕ ЛОСКУТА ТКАНИ.
Это задание можно назвать закрепляющим в данном разделе предмета живопись для первого класса. Учащимися предлагается скопировать лоскут ткани с достаточно понятным рисунком. Формат заполняется рисунком ткани без каких-либо контуров по краям. И решить в цвете максимально приблизившись к натуральному изображению. Дается понятие «локальный цвет». Продолжаем смешивать краски на палитре.
Изучив и выполнив серию предложенных заданий, учащиеся должны усвоить понятие «цветовой круг» и расположение в нем цветов, понятие «основные цвета», «дополнительные цвета», «контрастные пары», использовать их в работе над натюрмортом, знать теплые и холодные цвета, пользоваться палитрой. Что рисование чистыми красками из коробки не дает гармоничной, живописной красоты рисунка. Далее учащиеся будут постигать способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у детей точность живописного восприятия, воспитывая живописную культуру изображения, основанную на изучении основ цветоведения. Для решения этих задач необходимо в доступной для этого возраста форме дать понятие об основных характеристиках цвета, используя цветовой круг, объяснить, что такое локальный цвет, влияние света и тени на цвет предмета, дать понятие о тоне в искусстве живописи. С первого задания надо подчеркивать, что необходимо сразу компоновать и решать весь лист. Учащиеся должны знать, что такое свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс.
В процессе обучения необходимо воспитывать у учащихся эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержания.
1. Цветоведение.- М.,1952.
2. . Авторская программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. Живопись. – Мурманск : ДХШ,2002.
3. Искусство цвета (цветоведение): методические рекомендации по курсу «Цветоведение» для учителей и студентов дневного и заочного отделений факультета Т и Д.- Мурманск: МГПУ, 2004.
4. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. Рисунок. Живопись. Станковая композиция. Основы графического дизайна.- Москва 2003.
5. ауэлл. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005.
Источник