Упражнения для формирования навыков рисования

Уроки для начинающих рисовать — 5 упражнений развития навыков рисования карандашом

В статье речь пойдет о разнице между тем, какими мы видим объекты, и какими они являются на самом деле. Приведенные ниже упражнения для рисования более продвинутые по сравнению с теми, что описаны в заметке Как научиться рисовать с нуля (если вы новичок, лучше начать с данного вступительного руководства, а затем вернуться сюда).

Давайте попробуем сосредоточится на различных аспектах «видения» дабы усилить наше визуальное мышление. Всего этот мини-курс состоит из 5-ти поэтапных уроков рисования карандашом и является переводом заметки от Ralph Ammer (графика взята с оригинала на Medium).

1. Негативное пространство – видеть то, чего НЕТ

Пробелы между объектами.

Видите «дыру» в ручке своей кружки? Или странные очертания между пальцами? Оглянитесь вокруг и найдите свободные пространства между предметами. А затем просто перенесите эти наблюдения на бумагу в произвольном порядке.

Мы склонны видеть и рисовать то, что нам уже знакомо. Вот дом, вот машина, вот мой кот и т.д. Когда мы сконцентрированы на распознавании вещей, то совершенно не обращаем внимания на их форму. Фокусируясь на том, что находится между, мы с помощью этой уловки меняем свое восприятие и начинаем видеть реальные очертания предметов.

Совет: Дизайнеры шрифтов придают большое значение негативному пространству. Внимательно посмотрите на пробелы между буквами, чтобы увидеть характерные особенности шрифта! Также эта фишка является одним из трендов логотипов 2018 года.

2. Динамический рисунок – наблюдайте за движениями

Попробуйте воспроизвести в динамике какой-нибудь статический объект!

В этом упражнении мы постараемся отобразить движение с помощью быстрого наброска:

Контурный рисунок слева говорит о том, «Что это за вещь?», а динамический справа – «Какое действие она совершает?».

Когда вы изображаете людей (даже в неподвижной позе) – очень важно передать ощущение динамики, которая создается силами, воздействующими на тело человека.

Постарайтесь увидеть и отобразить характерные движения в конкретном эпизоде – они оживят ваши эскизы, придавая мелодичность контурам.

Примечание: Подобные рисунки следует выполнять быстрыми и аккуратными штрихами – небрежность здесь недопустима! Эти моментальные зарисовки захватывают саму суть динамики без углубления в детали. Некоторые называют их gesture drawings – быстрые скетчи поз, мимики, жестов, движения. Автор предпочитает термин «динамические рисунки», так как, по его мнению, это общее понятие, подразумевающее некое движение в целом.

3. Ракурс – видение перспективы

Выберите объект в виде короба квадратной или прямоугольной формы, внимательно рассмотрите линии схода его параллельных плоскостей, а затем нарисуйте его!

В пришлом руководстве мы выстраивали куб. Линия горизонта находилась на уровне глаз, а точки схода помогали воссоздать стороны куба в правильном ракурсе.

На этот раз мы поступаем наоборот: попытаемся найти диагональные линии в объектах кубической формы. Выберите какую-то кубическую фигуру и рассмотрите ее в разных ракурсах. Не торопитесь! Смотрите внимательно! Видите, как линии сближаются по направлению к точкам схода?

А теперь попробуйте выполнить набросок предмета коробчатой формы! В данном случае вам не нужно определять линию горизонта или точки схода. Приблизительно прикиньте, где они расположены и в какой точке сходятся. Найдите побольше примеров с каркасом коробчатой формы (разных размеров) и сделайте много таких эскизов.

Навык из урока как правильно рисовать перспективу очень пригодится в дальнейшем.

4. Пропорция – учитесь оценивать «плоские» размеры

Нарисуйте окно – и то, что видите снаружи!

Термином «пропорция» называют соотношение размеров объекта. Не торопитесь хвататься за карандаши или маркеры, разберитесь сначала, почему бывает так трудно сопоставлять пропорции на разных расстояниях.

Визуально размеры объекта, видимого на расстоянии, отличаются от реальных — находящиеся далеко, кажутся меньше. Оптические иллюзии, подобные приведенному ниже примеру, наглядно демонстрируют силу человеческого восприятия. Нашему мозгу достаточно небольшой подсказки в виде пары диагональных линий, чтобы смоделировать виртуальное пространство и оценить, что в этом пространстве человек справа должен быть выше.

Подобный компенсационный механизм психики очень полезен в нашей повседневной жизни. Однако он создает трудности при оценке и сравнении размеров, необходимых для изображения фигур. Чтобы «на бумаге» получилось все правильно, нужно игнорировать реальные пропорции, а рисовать те, что мы видим. Например:

Хотя мы знаем, что человек позади на самом деле выше ростом, его следует сделать меньше того, что спереди. Хороший прием для преодоления отвлекающих факторов при оценке размеров «плоского» объекта, — измерение пропорций, держа руку на одном и том же расстоянии от глаз с помощью ручки или карандаша (см. картинку выше).

Другой прием – используя ладони заключите видимый предмет в рамку. Это дает возможность увидеть плоскую картинку прямоугольной формы, чтобы правильно оценить и сопоставить размеры объектов, которые мы собираемся изобразить на бумаге.

Попробуйте посмотреть на мир через окно. Оконная рама послужит своего рода подсказкой, помогающей понять, где, к примеру, должно находиться дерево на рисунке, или какой высоты должен быть дом.

5. Глубина – обращайте внимание на наложение элементов

Мало что сравнится с удовольствием от умиротворенных часов, проведенных за упражнениями для рисования карандашом в которых нужно изображать растения. Это одна из немногочисленных вещей, не требующая слишком большой концентрации. Однако при этом вам потребуется сфокусировать все внимание дабы не прийти в итоге к банальными символическим образам:

Форма природной растительности подчас бывает непреодолимо сложной. Поэтому лучше в этом уроке рисовать поэтапно: начинать с небольшой детали — одного листочка, а затем подниматься дальше к следующему. Когда вы работаете с листьями или стеблями, не забывайте внимательно рассматривать весь объект целиком, даже те его части, которые оказываются скрытыми. Частичное наложение деталей создаст необходимое ощущение глубины изображения. Очень хорошо это заметно в мрачных иллюстрациях Marcela Bolivar, где встречается много растений.

Хотя многие из нас стремятся действовать как можно точнее, давайте не будем забывать о том, что изобразительное искусство является абстракцией в каком-то смысле. Так же, как хорошая повесть, оно должно быть правдоподобным, но необязательно точным. Поэтому, когда предметы или детали перекрывают друг друга и становятся едва видимыми, у вас появляется возможность это исправить.

Способность делать подобныее вещи — вероятно, одно из главных преимуществ перед фотографией.

Итого. Рассмотренные 11 упражнений и уроков рисования для начинающих (5 в текущей и 6 в прошлой статье) помогут сделать первые шаги в процессе обучения этому ремеслу. Данная публикации была сконцентирована на вопросе восприятия и видимости окружающего мира — мы рассмотрели негативное пространство, динамику, понятия ракурса, отличие пропорций и глубину картинки. Если у вас есть, что добавить или посоветовать новичкам, читающим этот пост, пишите ниже.

Источник

Игровые упражнения для развития изобразительных навыков

Мария Анашкина
Игровые упражнения для развития изобразительных навыков

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Для успешных занятий изобразительной деятельностью ребенку понадобятся некоторые навыки:

точное движение руки;

точное смешение красок (сенсорное воспитание);

точное внимание (схватывание глазом).

Точное движение руки

Используются рисунки-схемы размера писчей бумаги, карандаши.

Надо поставить острие карандаша у начала дороги и «пройти» по ней, «не сорвавшись» ни вправо, ни влево, т. е. провести линию, ни разу не выскочив за очерченные края дороги.

Задача играющего – проплыть (прочертить линию) по этой речке из конца в конец как можно быстрее, благополучно преодолев все препятствия. Плавать по реке надо и по течению, и против течения, не поворачивая лист и выбирая каждый раз иной путь между препятствиями.

Изображено сказочное чудовище, которое спит на острове, почти повторяющем форму его тела. Надо, ступив на остров по мостику, обойти чудовище кончиком карандаша, ни в коем случае не задев его (а то проснется, но и не сорвавшись в море, пройти между его зубами, взять (прикоснувшись карандашом) зажатое в пасти сокровище и вернуться другим путем. Время учитывается, но осторожность важнее.

Важной задачей сенсорного воспитания является научить ребенка пользоваться палитрой и, смешивая краски, получать практически бесконечное количество оттенков.

Необходимо познакомить детей с возможностью, смешивая два цвета, получать третий, отличный от них обоих. Затем предложить угадать, соединением, каких цветов получен данный цвет. Пусть дети докажут верность своего ответа на практике. Далее для смешивания берутся три цвета.

Предложить, пользуясь набором красок (белая, синяя, желтая, составить наибольшее количество оттенков зеленого. Также осваиваются и другие гаммы цветов.

Точное внимание (схватывание глазом).

внимание в художественном творчестве играет огромную и незаменимую роль. Это и простая наблюдательность, и внимание к собственным своим переживаниям, без которого невозможно зарождение художественных замыслов.

«Нарисуй точно выбранный предмет»

Предложить ребенку выбрать из нескольких похожих предметов с небольшими отличиями один предмет и точно изобразить его. Возможен и словесный вариант игры.

«Что на что похоже»

Сравнить можно все со всем, лишь бы играющий мог объяснить, чем похожи сравниваемые предметы. Выигрывает тот, кто, во-первых, находит больше предметов, чем-либо напоминающих предложенный, и, во-вторых, открывает сходство сразу по нескольким признакам. Нельзя в этой игре лишь одного – сравнивать предметы, которые объединяются одним понятием (фрукты с фруктами, посуду с посудой и т. д.).

Обратить внимание на группу деревьев и предложить угадать, какое из них самое грустное, самое веселое. Почему они так решили, по каким видимым чертам дерева это заметно?Тоже задание с другими предметами: веселый или грустный мячик, печальная или радостная кукла и т. д.

«Изобрази характер»

Предложить детям понаблюдать, а потом нарисовать, описать словами, изобразить пластически, как кошка нежится и как готовится к прыжку; как петух настороженно косит глазом; какие движения характерны для собаки, когда она сердится или радуется.

через линию, цвет.

Использование цвета и линии служат в искусстве не для того, чтобы просто рисовать предметы и события. Ребенок должен почувствовать и осознать их выразительные возможности, научиться пользоваться ими как средствами своих замыслов, своего отношения к изображаемому. Художник ищет такую линию, такой оттенок цвета, такой цветовой образ картины в целом, которые бы с наибольшей полнотой и силой выражали бы суть художественного замысла, его чувств, задавали бы необходимую эмоциональную атмосферу произведения.

Предложить детям закрасить силуэт волшебника так, как хочет каждый,го с одним условием: на рисунке должен быть изображен самый добрый, волшебник, который находится в своем саду. На следующем занятии дается такой же силуэт, но дети изображают злого колдуна.

«Ковры для волшебников»

Ковер доброго волшебника способен развеселить, вылечить. Успокоить, сделать добрее каждого, кто ступит на него. А вот второй делает всех, кто заберется на него, мрачным, капризным, скучным. Пусть ребенок раскрасит эти два ковра.

Предложить детям раскрасить изображения сказочных птиц, одна из которых принадлежит доброму волшебнику и помогает ему во всех добрых делах. А другая – пособница злого, и характер у нее такой же, как у ее хозяина.

«Зонтики Оле — Лукойе»

Один он раскрывал над постелью хороших. Добрых детей, а другой… Пусть ребенок представит себе и изобразит эти два зонтика. В его распоряжении,кроме цвета будет и множество и других выразительных средств: форма зонта, фантастические сцены. Или, наоборот, отсутствие всяких украшений.

Предложить детям нарисовать ласковые, колючие, энергичные, ленивые и др. линии. Во время рисования следить, чтобы линия всегда соответствовала характер персонажа, выражала отношение ребенка к изображаемому событию

Д. Хармс «Кораблик». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (средняя группа) Тема: Заучивание стихотворения Цель: Развитие внимание и памяти через воспроизведение стихотворение. Задачи: Учить детей запоминать и выразительно.

Занятие по рисованию в средней группе «Веселый ежик» Занятие по ИЗО (рисование) проведенное в средней группе. «Веселый ежик» Задачи: Закрепить умение рисовать ежа. Учить передавать настроение.

Источник

Читайте также:  Рисование использовать сочетания цветов
Оцените статью