Упражнения при рисовании песком

Картотека упражнений для рисования песком и на песке
картотека по коррекционной педагогике

Обыкновенный песок — это нечто волшебное. А лоток или поднос с песком превращаются в игровую площадку для реализации самых разнообразных замыслов! Предлагаю несколько упражнений для рисования на песке и с помощью песка.

Скачать:

Вложение Размер
tehniki_i_uprazhneniya_dlya_pesochnogo_risovaniya.docx 19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Техники и упражнения

для «песочного» рисования

Рисовать можно не только кисточкой, карандашом или фломастером — ведь рука и пальцы — это такое подспорье! Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Рисовать на песке можно:

  • кулаком;
  • ладонью;
  • ребром руки;
  • щепотью;
  • пальцем;
  • одновременное использование нескольких пальцев;
  • симметрично двумя руками;
  • насыпание из кулачка;
  • с помощью различных предметов.

Песок — та же краска, только работает по принципу «света и тени», добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

В процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие цели и задачи:

  • знакомство ребёнка с основными свойствами песка;
  • развитие ориентации ребенка в пространстве;
  • расширение и обогащение словаря детей;
  • развитие мелкой моторики рук ребенка, а так же зрительной координации;
  • стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности.
  • гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

В процессе рисования можно изучать различные геометрические фигуры, рисуя прямые и кривые линии, прямоугольники, треугольники, круги, спирали, звезды, солнце, восьмерки и т.д.

Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (т.е. рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. При помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное — быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Песочница, да еще и с цветным песком, привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.

Ниже предлагается несколько игр — упражнений, которые можно использовать как для индивидуальной работы, так и с подгруппой.

Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребёнка нарисовать рядом ещё одну, примерно в10-15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для машинки или ручеёк для кораблика. Главное условие для проведения параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провёл свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.

« Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»

Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребёнку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек, ─ пусть малыш её отремонтирует.

« Точка, точка, запятая»

«Точка, точка, запятая ─ вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик ─ получился человечек.»

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребёнку самому захочется повторить эти строки и изобразить человечка.

Нарисуйте на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку так, чтобы стало сразу понятно, что это такое. Например, круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое.

Посоревнуйтесь с ребёнком: кто из вас придумает больше картинок.

«Мы едем в гости»

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

«Рисуем фигуры на песке»

Цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представлениях.

Ход игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру, а потом нарисовать ее пальчиком на песке и сказать, что он рисует. Взрослый говорит ребенку: «Я закрою тебе глаза повязкой, дам в руки фигуру, ты потрогаешь ее, а потом, открыв глаза, нарисуешь ее на песке. Скажи, почему ты нарисовал эту фигуру?» и т.п.

Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию.

«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.

На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.

«Мой веселый звонкий мяч».

Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты.

Песок оказывает благотворное воздействие на человека, в особенности на его душевное состояние. Ребенок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

  • Зейц М. Пишем и рисуем на песке.
  • Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке.
  • Хоменко И. Н. Коррекционно- диагностический комплекс «Песочная магия»
  • Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал.

Песочные художестваЦель: развивать мелкую моторику.* * *Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине, и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет сви.

Программное содержание:Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.Обогащать тактильный опыт детей.Развивать мелкую моторику рук.Предварительная работа:Наблюдение.Беседа.Рассматрив.

Карточки с заданиями для рисования на песке.

Тема: Ягоды из песка (рисование нетрадиционным способом – цветным песком) Группа: старшая логопедическая группа.

Источник

Картотека игр и упражнений для песочной терапии.
картотека по коррекционной педагогике

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr_i_uprazhneniy_po_pesochnoy_terapii.docx 18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по песочной терапии.

Упражнение «Волшебный песок».

Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения.

1. Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки и др.).

2. Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.

3. Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.).

4. «Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками).

5. «Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

6. Сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.

Упражнение «Песочный дождик».

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление; развитие тактильно-двигательного восприятия.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Упражнение «Необыкновенные следы».

Цель: развитие тактильной чувствительности.

1. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

3. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными (напряженными) пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

4. «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Цель: снять эмоциональное напряжение; развивать согласованность движений рук, мелкую моторику.

Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Упражнение «Отпечатки рук».

Цель: учить совместному действию; развивать тактильно-двигательное восприятие.

На ровной поверхности чуть влажного песка взрослый предлагает ребенку по очереди делать отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок.

Упражнение «Норки для мышки».

Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.

Упражнение «Я пеку, пеку, пеку».

Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

Упражнение «Волшебные отпечатки на песке»

Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.

Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазировать вместе с ребенком (чьи это следы?).

Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.

Упражнение «Игра на пианино».

Сначала предложить ребенку «исполнить произведение» на столе. Затем – на песке. Обратить внимание на движение не только пальцев рук, но и кистей.

Упражнение «Собери грибы».

«Ты корзину в лес бери,

Там грибы мне собери.

Удивишься ты, мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг!»

Найди-ка на опушке!»

Поочередно ребенок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Ребенок сжимает и разжимает песок кулачками («месит») Затем произвольно лепит изделия.

Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?

Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретики», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретик», используя лишь перышко или тонкую палочку.

Упражнение «Бусы для мамы».

«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

Упражнение «Умелые ладошки».

Изображая ладошкой машинку, пройтись по песку, оставляя дорожку.

Пальчиками оставить на песке следы, словно по нему прошёл слон, бегемот, пропрыгал зайчик.

Оставить отпечатки разных частей кисти: пальчиков, ребра ладони, кулачка и т.п.

Создать различные узоры: снежинку, солнышко, птицу, несколько букв.

Нарисовать линии каждым пальчиком поочерёдно.

Набрав песок в ладошку, сделать из него сыпучую дорожку.

Собрав небольшие камушки, веточки, листочки разложить их по структуре, происхождению, размерам.

Нарисовать пальчиком лабиринт и провести игрушку по его дорожкам.

Выложить из камушков геометрическую фигурку.

Просеять песок через крупное сито и палочкой нарисовать узор.

Поиграть пальчиками на песке, словно на клавиатуре компьютера.

Спрятать в песке небольшие игрушки и дать ребёнку их найти.

Малыш отворачивается, а взрослый делает на песке следы различными предметами: машинкой, каблуком, игрушкой, камешком и т.п. Пусть малыш отгадает, чем они оставлены.

Закопайте в песок различные буквы, цифры, фигурки. Откапывая, ребёнок запоминает их название. Можно представить это в игровой форме.

Упражнение «Угадай пальчик».

Набираем сухой песок в ладонь и показываем детям, как он сыплется в песочницу и на подставленную ладонь. Затем просим детей закрыть глаза и сыплем им песок на пальчики. Просим показать пальчик, на который попал песок.

1. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

2. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми». – СПб, 2006.

3. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. 2008.

4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Игры в сказкотерапии». – СПб. 2008

5. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь». – 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал содержит последовательную систему ирг с песком для детей 2-4 лет.

Песочная терапия одина из разновидностей игртерапии. этот вид используется при эмоциональных нагрузках.

Картотека игр и упражнений по теме песочная терапия в деятельности воспитателя.

картотека игр и упражнений для песочной терапии.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 1.Упражнение « Круг». Ребёнок одним пальцем оставляет отпечаток на песке, делает капельку, затем с помощью большого па.

Картотека игр и упражнений по песочной терапии.

Этот конспект позволит любому воспитателю младшей группы ДОО провести со своими воспитанниками интересное занятие по окружающему миру в форме игры-эксперимента, закрепить с ними знание.

Источник

Читайте также:  Тело тока бока для рисования
Оцените статью