Урок рисования для второго класса

Презентации к уроку ИЗО 2 класс
презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Презентации к уроку изо

Скачать:

Вложение Размер
risuem_zhar_ptitsu.pptx 729.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

РИСУЕМ ЖАР – ПТИЦУ (чудо – ладошки) Автор презентации Коровина Ирина Николаевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9» г.Сафоново Смоленской области

«… Вот полночною порой Свет разлился над горой, Будто полдни наступают: Жары-птицы налетают…» П. Ершов «Конёк – горбунок»

А теперь давайте изобразим жар – птицу сами

Положи свою ладошку большим пальцем вверх . Большой палец – это шея птицы, а пальчики – хвост.

2. Нарисуй голову, а между пальчиками добавь «пёрышки» хвоста.

На голове нарисуй корону, глаз, клюв. Нарисуй крыло, ножки. Нарисуй ветку дерева, на котором сидит Жар – птица.

А теперь возьми краски и прояви свою фантазию

Использованы ресурсы: Карандаши http://www.portraitimage.ru/populyarnie-raboti/karandashom/prostie-risunki-tsvetnimi-karandashami-poetapno.html Д ети http:// nsportal.ru/ismagilova-alsu-nuretdinovna Автор шаблона – Коровина Ирина Николаевна Слайд 9 – фото учащихся из личного архива размещены с письменного одобрения родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация поможет сделать урок ярким и запоминающим.

презентация поможет усвоить новое словарное слово ОВОЩИ, а также разобраться в вопросах полезной и здоровой пищи.

Презентация к урокам в классе «Малышок», день1.

презентация к учебнику Петерсон 2 класс «Площадь прямоугольника».

Презентация к уроку по теме «Русские народные инструменты».

Источник

Урок изобразительного искусства во 2-м классе

Цели:

  • Познакомить с произведениями анималистического жанра.
  • Закрепить знания детей о животных.
  • Научить рисовать ежа с использованием новой техники рисования.
  • Воспитывать у детей интереса и любви к животным, чувства доброты, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование:

  • для учителя — репродукции работ В.А. Ватагина; методическая таблица (последовательность выполнения рисунка ежа);
  • для учащихся — художественные принадлежности для работы с гуашевыми красками.

1. Организационный момент.

Закончилась большая перемена,
И снова прозвенел звонок.
Сейчас начнется в нашем классе
Изобразительный урок.

Надеюсь все у вас в порядке:
Краски, кисточки, альбом.
И вы готовы все, ребятки.
Тихо сядем и начнем.

2. Введение в игровую ситуацию.

— Ребята, послушайте внимательно мои загадки и отгадайте их. (По мере отгадывания, на доске появляются рисунки)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)

Кто в лесу голодный рыщет,
Под кустом зайчишку ищет? (Волк)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Вводная беседа.

— Что общего у этих животных? (Дикие, живут в лесу).

— Подумайте, как это связано с нашим уроком? (Будем рисовать кого-нибудь из животных).

— Да. Сегодня, мы попробуем себя в роли художника-анималиста.

— Animal по-английски — животное.

— Художника, который рисует животных, называют анималистом.

— Жанр изобразительного искусства, произведения которого посвящены животным и птицам называется анималистическим.

— С доисторических времен во все века люди жили в окружении зверей и птиц и всегда их изображали: процарапанным контуром и минеральными красками на стенах пещер, вырезали в камне и дереве, лепили из глины. Анималистическое искусство существовало на протяжении тысячелетий, у каждого народа и в разные эпохи.

— Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц и насекомых, иллюстрируют книги о животных. Они хорошо знают их повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

— Русский художник — анималист Василий Алексеевич Ватагин очень любил животных. Среди его персонажей самые разнообразные представители животного мира — медведи, слоны, волки, рыси, обезьяны, птицы, рыбы.

— И прежде чем взяться за карандаш, он хорошо изучал их.

— Как вы думаете, легко ли рисовать животное? Почему? (. )

-У В.А. Ватагина огромная коллекция набросков домашних и диких животных и птиц. Размещение набросков на листе мастер продумывал заранее. Если животное изменяло позу, набросок он оставлял до следующего раза и приступал к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки мастер продолжал, когда движения животного повторялись.

— Рисунки художник выполнял графитным карандашом, фломастером, углем, мелками.

В портретах зверей и птиц он старался передать блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев.

2) Формулировка темы урока.

— Сейчас середина октября. Звери в лесу продолжают готовиться к зиме. В лесные кладовые пропитание на всю зиму заготавливают, норы утепляют, шубки летние на зимние меняют.

— Кого же мы будем учиться рисовать? Угадайте.

Загорелись, как пожар,
На рябине кисти,
Катится навстречу шар
Из осенних листьев.
Ты его не узнаешь?
Приглядись-ка! Это :. (ёж!)

3) Динамическая пауза — ежик.

Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке. (Ходьба на месте)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Дети имитируют тихую ходьбу ежика)
А навстречу серый волк,
Ежик наш скорей в клубок. (Дети приседают, как бы сворачиваясь клубочком)
Получился шар колючий.
День у волка невезучий. (Дети встают)

4. Работа над рисунком.

1) Анализ рисунка.

— Давайте внимательно рассмотрим ёжика, которого будем рисовать.

— Назовите части его тела. (Туловище, мордочка, ушки, глазик, рот, лапки).

— В какой последовательности будем рисовать ежа? (Туловище, мордочка, ушки, глазик, рот, лапки).

— Что можно сказать о форме туловища? (Полукруг)

— Что можно сказать о форме мордочки? (Треугольник)

— Как нужно расположить альбом? (Горизонтально).

2) Педагогический рисунок.

Расположим лист горизонтально и определим место, где будет еж. Он должен находиться в центре листа и быть достаточно крупным.

Легкими вспомогательными линиями проводим прямую, а над ней дугу. Получился полукруг.

Мордочка у ежа треугольной формы, немного приподнята. Легкими линиями намечаем положение мордочки. И плавно соединим туловище и мордочку. Сотрем аккуратно все вспомогательные линии.

Завершаем набросок, прорисовывая детали. Нарисуем глаз, рот, нос, лапки.

— Какого цвета ежик? (. )

— А что самое необычное у ежа? (Иголки)

— Как можно изобразить его колючую шубку? (. )

— А сделать это можно рисуя жесткой полусухой кистью: на кисть набирается краска (вода практически не используется), и прикосновениями ее к бумаге заполняется та часть рисунка, где расположены колючки. Получается имитация колючей поверхности. И вот какой ежик у нас получился.

5. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: Выполните рисунок ежика.

Динамическая пауза.

(Кисти рук погладили, встряхнули, размяли)

Мы старались рисовать.
Трудно было не устать.
Мы немножко отдохнем,
Рисовать опять начнем.

6. Итог урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Кто напомнит, как называется новый прием рисования?

Источник

Некоторые разработки уроков по рисованию во 2 классе.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Представленные разработки подробно поясняют методику преподавания рисования в младшей школе. В них кроме методических алгаритмов помещены очень интересные дополнительные информации, которые развивают кругозор ребят, заинтересовывают и увлекают узнать ещё большее по теме урока.

Скачать:

Вложение Размер
1.tsvetochnaya_polyana.docx 24.32 КБ
2.raduga_na_grozovom_nebe.docx 176.41 КБ
3.osenniy_les.docx 395.91 КБ
12.obitateli_podvodnogo_mira.docx 438.68 КБ
4.osenniy_listopad_-.docx 357.38 КБ
9.nashi_druzya_ptitsy._risunok_ptitsy.docx 21.62 КБ
11._uzory_pautiny.docx 905.25 КБ

Предварительный просмотр:

У.1 ТЕМА: ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА

Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.

Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету.

Оборудование урока: для учителя – гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся – гуашь (3 цвéта – желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии гуаши).

Зрительный ряд: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвéта и их смешение (составные цвéта); методические таблицы, показывающие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.

Литературный ряд: загадки по теме.

I. Организация класса.

Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.).

II. Беседа по теме урока

Закончилось лето, и у вас о нем, наверное, осталось много впечатлений.

— Расскажите о своих наблюдениях за летней природой. Чем вам запомнилась летняя красота?

-Что вы рисовали дома, чем и по чему рисовали, что вам особенно нравится рисовать.

В общих чертах необходимо ознакомить с содержанием уроков изобразительного искусства, выявить уровень знаний, умений и навыков в этой области.

Учитель. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать познание красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра и 3 «мастера-брата» (куклы) – М астер П остройки, М астер И зображения и М астер У крашения.

1) Многоцветие мира – радость. Это первое, что на этом уроке нужно усвоить и прочувствовать детям.

2) Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. И это для детей – основное открытие первого урока, ведь все обилие цвета осенних букетов, цветов, принесенных в класс (да и остального в окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге смесями этих трех красок. Чтобы добиться многообразия цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не механически раскрашивая готовыми красками.

3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается изображением, создается живописная фактура на всей поверхности листа. Дети сразу должны уйти от «полоски снизу» (якобы земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше всего изображать «луг сверху».

Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навыки у них уже есть, поэтому изученное ранее надо напомнить, систематизировать. Проверить, что ученики приготовили к уроку. Готовность к уроку – это обязательное требование, которое должен выполнять каждый ученик.

Учитель. Когда человек работает, он часто использует какие-нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и др.). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это:

Где носом поведет,

Там заметку кладет. ( Карандаш .)

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. ( Кисточка и краски .)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш. ( Резинка .)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. ( Мел .)

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. ( Кисточка .)

Жмутся в узеньком домишке

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там, глядишь, – красота. ( Краски, цветные карандаши .)

А также есть другие инструменты художника:

● Бумага – она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь). Чаще всего покупают белую бумагу в альбомах или в папках для рисования.

● Линейка – преимущественно берем около 25 см, нескользкую, прозрачную, с хорошо видимыми делениями. Лекала – криволинейные линейки.

● Циркуль – лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.

● Палитра – небольшой кусок доски у художников, а у нас – из пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов.

● Фломастеры, маркёры – используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей, обводки.

Необходимы художнику и тряпочки – для промокания кистей и уборки рабочего места, а также фартуки .

Что еще надо знать?

Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений – крупинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые, пастельные.

– Какие из этих «инструментов» есть у вас?

– Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому приготовьте их к следующему уроку (или в течение сентября), если вы хотите стать настоящими художниками. Акварель с палитрой, альбом, кисти, карандаш, резинка – наши основные материалы.

Некоторые правила работы:

● аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;

● смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;

● никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;

● нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);

● карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры.

Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.

Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цветá», на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень – сиреневый, василек – васильковый и т. п.

– Можете ли вы привести еще примеры, ребята?

Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их лепестки, определяют оттенки сплошного цвета (сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-коричневый).

Литературные образы. Загадка:

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? ( Радуга .)

– А вот маленькие стихотворные сказки:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

С листьев падает роса

В тёмно-синей чаще,

Филин жёлтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

К розовым озёрам,

Машет белка за кустом

Под вишнёвый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком,

У нее высокий стебелёк,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком нагретый василёк.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой.

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздикой полевой.

Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню, –

Ей на речку хочется самой,

Но ромашка с васильками вянет.

Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки –

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо.

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед.

И теперь стоит в зелёной кружке

Первый Таней собранный букет.

По лесной опушке

У фиалки нежный аромат.

И над лесом, может быть, от этого

Нежный фиолетовый закат,

Ароматный воздух фиолетовый.

IV. Составление коллективной композиции.

В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при хорошей подготовке детей, можно усложнить задание: за 10–20 минут до конца урока изображения цветов вырезать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цветная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), обращая внимание не на симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить.

Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основные принципы составления коллективных композиций. Дети, выполняя задание индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы.

Подчеркнуть , как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.

Отметить разнообразие оттенков цветов, которое получается от смешения одних и тех же красок, обращает внимание детей на красоту большой совместной работы – композиции, которая будет украшать стены школы и дарить всем хорошее настроение.

Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи и фрукты).

Предварительный просмотр:

Урок 2
«РАДУГА НА ГРОЗОВОМ НЕБЕ».
ПЯТЬ КРАСОК – БОГАТСТВО ЦВÉТА И ТОНА: ГУАШЬ

Тема коллективной композиции «Природные стихии».

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение в пространстве.

Вид занятий: рисование по памяти и представлению.

Цели и задачи: дать представление об использовании трех основных хроматических цветов и двух ахроматических (черный и белый); научить изображать природные стихии без предварительного рисунка.

Оборудование урока: гуашь (5 красок – желтая, синяя, красная, белая, черная), крупная кисть, большие листы любой бумаги (оберточная, обои; формат А3–А4 или по 2–3 склейки).

Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях – гроза, буря и т. д.; репродукции: И. Левитан «Буря – дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Куинджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд », К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марселе», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская лазурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.

Литературный ряд: стихотворения по теме.

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока. Объяснение задания.

Учитель рассказывает о многообразии цвéта и тона.

Дети должны изобразить природный пейзаж в ярком, бурном характерном состоянии, учитывая время года, время суток, освещение.

Смешивая три основных цвета с черной и белой красками (в разном количестве), дети должны почувствовать огромное богатство красочных сочетаний, живописные возможности гуаши, способность красок смешиваться, перекрывая друг друга, их сочность, активность. Работа может вестись и с палитрой, и без палитры (в зависимости от уровня подготовленности учеников) – все смешения красок прямо по работе (не допуская полного смешения; прожилки – участки одной краски остаются в другой, это дает живую живописную поверхность).

Перед работой необходимо рассмотреть таблицу «Полный цветовой круг». Учитель объясняет, как он образован. Целесообразно заинтересовать детей, настроить, показав им слайды и репродукции работ художников, изображающих выразительные состояния природы.

III. Выполнение упражнения (на большом листе любой бумаги).

1) Лист располагаем вертикально. Отступив сверху 3 см, снизу 4 см, проводим справа налево 2 линии. Расстояние между ними делим на 3–4 полосы с промежутками между ними в 1–1,5 см.

2) Середину полос закрашиваем тремя основными цветами и одним по выбору.

3) Затем, добавив понемногу белой краски к трем основным и четвертому цвету (менее 1/2), закрашиваем справа часть полос.

4) Добавив белой (более 1/2 общей массы) к цветам, закрашиваем остаток полос справа.

5) То же самое (менее 1/2) с черной краской слева часть полос.

6) То же самое (более 1/2) с черной краской остаток полос.

Получится цветовая растяжка. Она должна быть плавной, с нерезкими переходами оттенков друг в друга.

IV. Работа над заданием. Коллективная композиция.

Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день и т. п., осенний лес).

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле – белые,

У осин заснеженных

У второго – синие

В синих лужах плещутся

На снегу прозрачные

На картине третьего

Красок и не счесть:

Лес и поле в зелени,

А четвёртый золотом

Всюду бусы – ягоды

Кто же те художники?

Догадайся сам! (Зима, весна, лето, осень.)

Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины, объясняет действия:

1) Делим лист горизонтально расположенной линией примерно пополам. Это линия горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой (изображает холмы).

2) Сначала выполняется в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок) – деревья и прочие элементы композиции. Живопись выполняется в технике мазков (в одну сторону: слева вниз или справа вверх). Можно задать движение живописи (мазки по кругу точки, по спирали), придать рисунку воздушность, легкость.

Требования к работам:

– компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие;

– колорит, живописность, умение «закрыть» плоскость листа краской;

– проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы, обработка деталей;

– можно дать работе название (на обороте листа карандашом).

Экспресс-выставка. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: просмотреть детские книги и журналы и обратить внимание, что и как изображено красками, которыми ребята работали на уроке. Если есть возможность, сходить в художественный музей, галерею, на выставку.

Предварительный просмотр:

У.3 ТЕМА: «ОСЕННИЙ ЛЕС».
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДРУГИХ
МАТЕРИАЛОВ (ГРАФИЧЕСКИЕ: ПАСТЕЛЬ, МЕЛКИ)

Вид занятий: рисование пастелью и мелками.

Цели и задачи: знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных возможностей; знакомство с конструкцией дерева, кустарника; воспитание бережного отношения к природе и экологического мышления; укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).

Оборудование урока: пастель, мелки (восковые, акварельные), цветные карандаши, бумага суровая (оберточная).

Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»;

Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).

I. Организация класса.

. II. Беседа по теме.

Графические материалы: пастель, восковые и акварельные, цветные карандаши. (Объяснить их отличия от акварели, гуаши и других художественных материалов.)

Красочные материалы бывают разными: акварель дает прозрачные, нежные работы; пастель – бархатные, «пушистые», мягкие; масло – глубокие, густые и «объемные». Один и тот же мотив, например «Осень», исполненный в разных материалах, будет звучать по-разному.

Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелками). Останавливается на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешения, работы штрихом и плашмя.

Пастель – очень мягкий мелок. На него нажимают слегка. Изображение получается мягким, нежным, неярким и пушистым. Пастель – мелок мягкий, бархатистый. Рисовать можно по-разному: плашмя или остро заточенным мелком. Иногда цветные пятна слегка растирают пальцем. Цветовые переходы получаются воздушными и прозрачными. Рисовать пастелью любили многие художники, например, французский художник Э. Дега. Посмотри, какие разные оттенки у синего цвета на его картине «Голубые танцовщицы»! Изображения, сделанные пастелью, иногда кажутся погруженными в дымку.

А это восковые мелки . Они твердые. Когда рисуете, нажимаете на них сильно. Восковые мелки – более жесткие по сравнению с пастелью. Каким бы мелком или краской ты ни рисовал, цветовое пятно должно состоять из многих цветов. Например, рисуя крону дерева, мы будем использовать не только зеленый, но и желтый, синий цвета.

– А какими мелками можно рисовать небо? Из каких цветов можно составить цвет воды? (Ответы детей и обобщение учителя.)

III. Работа над заданием.

– Изобразите осенний лес пастелью, мелками. Не забудьте, что деревья можно рисовать по-разному – только верхушки или только основания, а можно изобразить их в полный рост. Но во всех случаях надо учитывать строение и конструкцию дерева, кустарника, и для этого нужно наблюдать, анализировать и рассуждать, запоминать.

Требования к работам:

– удачная компоновка в листе;

– отдельные штрихи-мазки должны составлять живописную, плотную красочную фактуру;

– учитывать строение изображаемого объекта;

– аккуратность, завершенность, выразительность;

– дать работе название.

Анализ общих ошибок.

Домашнее задание: просмотреть детские книги, журналы и отобрать иллюстрации, выполненные пастелью, акварелью, гуашью, принести на урок.

Предварительный просмотр:

Урок 12
« ОБИТАТЕЛИ ПОДВОДНОГО МИРА».
УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Тема коллективной композиции «Подводный мир».

Принцип организации коллективной композиции: комбинированная работа – «сложи картинку» и «заверши рисунок» (2 разнотематические группы).

Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.

Вид занятий: рисование по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации.

Цели и задачи: использование коллективной деятельности как игрового приема; вызвать положительные эмоции от собственной и коллективной художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству; формирование и совершенствование навыков совместной работы; воспитание социально-активной позиции учащихся; освоить работу в технике аппликации и научить владению инструментами; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание, биология, труд).

Оборудование урока: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Зрительный ряд: слайды и фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей; репродукция картины А. Матисса «Красные рыбы».

Литературный ряд: загадки по теме.

Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»; детские песенки по теме урока.

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит… (крокодил) .

Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь. ( Рыба .)

Перья есть, а не летает.

Глаза есть, а не мигает. ( Рыба .)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. ( Рыбки .)

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. ( Рыба .)

На суше – мертва. ( Рыбка .)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. ( Рыбка .)

Зубаста, а не лает. ( Щука .)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. ( Сом .)

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. ( Лягушка .)

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. ( Аквариум .)

На окошке – пруд,

В нем рыбёшки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков. ( Аквариум .)

Учитель обобщает знания детей об обитателях подводного мира. Он обращает внимание учеников на безграничную фантазию природы, которая создала такое разнообразие форм и окраса рыб.

III. Работа над заданием. Коллективная композиция.

Самостоятельная работа учащихся.

Школьники класса делятся на 2 группы, так как им предстоит выполнять разные задания.

Учащиеся первой группы изображают морских рыбок на отдельных листочках. Тут возможны в исполнении варианты:

а) дети рисуют по готовому трафарету силуэт рыбок и раскрашивают художественными материалами;

б) выполняют в технике аппликации (плоской или оригами), прорисовывая мелкие детали фломастерами;

в) рисуют свободно, по памяти и представлению.

Учащиеся второй группы изображают силуэты водорослей на цветной бумаге и вырезают их.

Кораллы (белые, розовые, красные), морские звезды выполняют из мягкой бумаги приемом обрывания, чтобы получить пушистые края.

Коллективная композиция «Подводный мир»

В конце урока ученики первой группы собирают свои работы в панно по принципу «сложи картинку», совместную композицию обобщают изображениями водорослей, которые наклеивают на панно учащиеся второй группы по принципу «заверши рисунок».

Общий просмотр и анализ проделанной работы, ее ошибок и успехов.

Уборка рабочих мест.

По завершении работ можно дать адреса оригами-клубов, если кто-то из детей заинтересуется:

Предварительный просмотр:

Урок 4
«ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД» –
КОВРИК АППЛИКАЦИЙ.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АППЛИКАЦИИ

Вид занятий: декоративно-прикладное творчество.

Цели и задачи: расширение представлений детей о художественных материалах; развитие чувства цветовой гармонии, фантазии; овладение навыками работы с различными материалами, инструментами (ножницы, кисти, цветная бумага, обрезки тканей, нитки); дать понятие об аппликации; научить использовать приемы композиции (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет) в данном виде работы; развитие зрительной памяти детей и умения изображать природу по памяти и впечатлению.

Оборудование урока: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА, так как он в отличие от канцелярского не желтеет со временем), серая, коричневая бумага или холст, мешковина (для фона).

Зрительный ряд: живые листья, собранные в саду, на улице; слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; репродукции: И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», И. Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», В. Ван Гог «Подсолнухи».

Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья…», стихотворения и загадки по теме урока.

Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока. Объяснение задания.

– Что такое аппликация?

Учитель. Когда разноцветные кусочки бумаги, ткани, кожи, замши художник наклеивает или нашивает на бумагу, ткань (основу), получается аппликация . Можно использовать яркие цветные фотографии из старых журналов. Тогда каждый кусочек будет иметь множество оттенков. Когда вы будете делать аппликацию, то каждую форму нужно будет вырезать ножницами. Но можно и обрывать бумагу по форме изображения (и вклеивать в контур, намеченный карандашом) – см. на рисунке .

Попробуем сделать коврик «Осенний листопад». Как красиво в осеннем лесу! Ветер срывает с деревьев листья, и они кружат свои танцы, ведут хороводы. Можно вырезать сразу много листиков, если сложить цветную бумагу в несколько раз. Можно и обрывать бумагу по форме листочка.

Давайте сделаем несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».

Листья на траве. Детские работы. Аппликации

Кружат листья над дорожкой,

Лес прозрачен и багрян.

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идём и под ногами

Слышим шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

Лес, точно терем расписной –

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

– Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета!

Меж редеющих верхушек

Зашумела у опушек

Птиц не слышно. Треснет мелкий,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Сдвинул шапку набекрень.

Вьётся в воздухе листва, в жёлтых листьях вся Москва.

У окошка мы сидим и глядим наружу,

Шепчут листья: «Улетим!» И ныряют в лужу.

Алый платок упал за лесок,

Потемнело вокруг. (Закат.)

Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга.)

Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить землю с небом хочет слить? (Дождь.)

Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт . )

Что за потолок? То он низок, то высок,

То он сер, то беловат, то – чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый, кружевной и синий-синий. (Небо . )

Жёлтый фонарик на ветке повис,

Рожки его опрокинулись вниз. (Месяц . )

Падают с ветки золотые монетки. (Листья осенью . )

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Анализ и разъяснение общих ошибок.

На классной доске учитель закрепляет выполненные (лучшие) работы; можно организовать экспресс-выставку «Наш осенний сад». Отмечает, какие оттенки палитры осени удалось отобразить детям, где лучше передано движение листьев, ветра, у кого аккуратнее работа. Оценивает работы.

Домашнее задание: найти репродукции работ, созданных художниками в материалах, похожих на аппликацию (мозаика, коллаж), посмотреть мозаики в общественных зданиях, инкрустацию на мебели, лоскутную мозаику.

Предварительный просмотр:

Урок 9
«НАШИ ДРУЗЬЯ: ПТИЦЫ». РИСУНОК ПТИЦЫ
(ворона, журавль, голубь, петух и др.)
С ЖИВОЙ НАТУРЫ, ЧУЧЕЛА ИЛИ ТАБЛИЦЫ.
ИЗОБРАЖЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Вид занятий: рисование с натуры и по памяти.

Цели и задачи: знакомство с жанром анималистки в изобразительном искусстве; освоение понятия пластической анатомии, что она изучает, для чего служит, кто ею пользуется (художники, скульпторы); сравнение анатомии разных птиц: общее и индивидуальное, непохожее; ознакомление с произведениями изобразительного искусства в жанре анималистки; передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определение пропорций; развитие воображения, умения восхищаться красотой окружающего мира; воспитание бережного отношения к природе, экологического мышления; укрепление межпредметных связей (литература, естествознание, география).

Оборудование урока: для учителя – методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы – натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры; для учащихся – художественные материалы (гуашь – 1–2 краски, ограниченное количество цветов), цветная бумага (или тонированная), кисти, баночка для воды, палитра, простой карандаш, резинка, фотографии, открытки, красочные иллюстрации из книг о птицах.

Зрительный ряд: рисунки, выполненные детьми, студентами; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский – иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь», иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки и скульптуры В. Ватагина.

Литературный ряд: стихотворения и отрывки из литературных произведений о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Перед выполнением рисунка учитель проводит с детьми короткую беседу, в которой обобщает знания ребят о птицах, полученные детьми из наблюдений в жизни и на уроках природоведения. Демонстрируется иллюстративный материал, сувениры.

Учитель. Мастер Изображения – это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно, – жизнь: людей, природу, животных. Причем, всматриваясь в природу, он стремится отобразить ее как можно ближе к действительности, реально. Поэтому мы можем такого художника назвать «реалистом». Посмотрите, как художник изображает животных на бумаге, в камне, в дереве.

Красивая лиса изящная, грациозная (фотография) . Художник Е. Чарушин изобразил забавную лисичку. Такие слоны (фотография) живут в далекой Индии. А вот таких величественных слонов нарисовал художник В. Ватагин. Это настоящий медведь (фотография) . А этих веселых мишек нарисовал художник Е. Чарушин.

Вы уже несколько раз услышали фамилии художников, рисующих зверей и птиц: Е. Чарушин, В. Ватагин, не правда ли? Да, они очень много времени и сил посвятили именно этому виду изобразительного искусства, это была их излюбленная тема.

Справка. Художник-анималист (от слова animal, по-английски – «животное») изображает животное, рисует картины о жизни животных, птиц, насекомых, например, иллюстрируют книги о животных. Анималисты хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Загадки и стихотворение:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец. ( Скворец .)

И летать не летает…

За что же тогда его

Птицей считают? ( Страус .)

Всё время стучит,

Но их не калечит,

А только лечит. ( Дятел .)

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. ( Снегирь .)

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. ( Воробей .)

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днём он забияка,

Поутру – часы. ( Петух .)

Всю ночь летает –

А станет светло –

Спать летит в дупло. ( Сова .)

Погляди, павлин какой!

Хвост как веер расписной.

Не гордись, павлин, хвостом –

Прослывешь большим глупцом.

– Можете ли вы назвать места, где живут птицы?

Птицы живут рядом с человеком, в лесах, в горах, на воде, в болотах. Поэтому они строят свои гнезда на деревьях, в кустах, в траве, на камнях, в водных камышах и так далее. Все это является природной средой обитания птиц. Внешний вид птицы сильно зависит от ее среды обитания.

При огромном разнообразии птиц голова, глаза и туловище у всех примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона частей тела, а также форма крыльев, хвоста, ног, клюва, шеи, и удивительно разнообразной может быть окраска пернатых. В очертании тела любой птицы лежат простейшие геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. В зависимости от положения туловище птицы изображают окружностью или овалом, или оно должно напоминать грушу.

Этапы выполнения рисунка птицы:

1) Голова имеет форму шарика с точкой (глазом) – нарисовать.

2) Шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая – нарисовать.

3) К окружности головы пририсовать ромбический клювик. Клюв бывает длинный, короткий, широкий, узкий, прямой и кривой.

4) К овалу туловища пририсовать уголками крылья и хвостик в форме трапеции. Крылья и хвост также бывают длинными и короткими (сравним лебедя и страуса, орла и воробья).

5) Ноги – длинные, короткие и средние. Лапка птицы имеет 3 пальца спереди и 1 палец сзади ноги. Пальцы заканчиваются когтями, иногда очень сильными и острыми (вспомните ястреба, коршуна). Если птица водоплавающая, то между пальцами натянуты тонкие перепонки.

6) Оперение и окраска птиц очень разнообразны (павлин и соловей): в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения (удод, попугай, какаду, индюк), силуэт перьев можно рисовать линями и штрихами, очерчивающими форму частей тела и намечающими пушистую фактуру поверхности тела.

7) Когда рисуешь птиц, не стоит забывать об окружающей среде, свойственной данному виду, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого и пустого листа бумаги.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Дети рисуют с натуры – чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся).

На классной доске учитель показывает различные приемы карандашных набросков:

Первый прием: набросок начинается с указания прямыми отрезками общего расположения в пространстве (горизонтальное – у лебедя, вертикальное – у дятла, наклонное – если это утка, голубь) основных частей тела птиц. После чего прорисовываются (от указанных прямых линий) все части, детали чучела птицы (или рисунка из таблицы). Рисунок карандашом, затем раскраска способом лессировки.

Второй прием: набросок сразу начинается с определения очертания чучела птицы, далее сразу рисуем кистью быстрый этюд, затем по высохшему слою прорисовываем детали.

Справка. Лессировка (от нем. Lasierung) – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, нанесенные на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита.

В течение урока выполнить по 3–4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно. Учитель стирает с доски свои рисунки, ставит на фоне белых драпировок чучела птиц и разрешает детям приступить к рисованию.

По ходу работы можно задать вопросы, помогающие проанализировать форму натуры:

– Какова общая форма туловища птицы и каково соотношение размера шеи и головы сравнительно с туловищем?

– Где располагаются лапы: посередине туловища или ближе к хвосту, и каково их положение – вертикальное или наклонное?

– С чего надо начинать этот рисунок, чтобы он был не мал и не велик по отношению к листу бумаги?

– Какие памятники и скульптуры животных ты знаешь? Где ты их видел? (Конные памятники полководцам, памятник козе в г. Урюпинске, скульптуры коней, быков в Москве на ВДНХ, утки и другие птицы у фонтанов, сфинкс в Египте . )

IV. Игровое задание (по методическому пособию): «Что забыл нарисовать художник?»

Экспресс-выставка. Анализ выполненных работ. Подведение итогов, результатов работы. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: увидеть и нарисовать любимых зверей, а также друзей, родных.

Источник

Читайте также:  Рисование по номерам итачи
Оцените статью