Уроки рисования мастихином цветы

Что такое мастихин и как им работать

На своих онлайн-курсах по живописи маслом для начинающих художников, я рассказываю и показываю, как правильно пользоваться мастихином и писать им картины маслом. В этой статье я тоже немного расскажу о самом инструменте и основных техниках написания.

Немного истории – что такое мастихин?

Небольшая металлическая лопатка с деревянной ручкой, это и есть тот самый мастихин. По своей форме он немного напоминает нож, от чего многие художники даже придумали такое сравнение: мастихин — это как нож, который разрезает масло и мажет его на хлеб.

Но не стоит думать, что мастихином можно только писать, нет. Он также предназначен для смешивания масляных красок, очистки палитры, удаления не засохшей краски с холста.

Своими корнями, техника живописи мастихином, уходит в далекое прошлое, а именно в эпоху Тициана, Рембрандта и Гойи, которые писали некоторые свои произведения с помощью этого инструмента.

Позднее, в ХIХ веке, живопись маслом с помощью мастихина достигла своего расцвета, в работах таких художников как Камиль Писсарро, Гюстав Курбе, Анри Матисс и Поль Сезанн.

В ХХ же веке, в процессе импровизации, художники стали позволять себе намного больше, чем могли раньше, и стали экспериментировать не только с цветом, но и с формой, техниками, фактурами. Поиск собственно стиля заставил взять в руки мастихин и начать творить многих живописцев двадцатого столетия.

  • Работа французской художницы Франсуазы Нилли
  • Городской пейзаж Даниэля Кастан
  • Картина из цикла «Времена года», Фан Тху Транг
Читайте также:  Поза для рисования девочка с ножом

Для чего нужен мастихин

Казалось бы, есть уже кисти, чего художникам еще не хватает? Начнем, опять же, с истории. Раньше мастихин был предназначен лишь для смешивания краски, или для удаления ее излишков с палитры. Позже, когда художники стали искать новые формы они стали писать мастихином портреты, пейзажи и натюрморты.

Мастихиновая живопись сама по себе выглядит очень красиво: крупные, экспрессивные мазки, краска густыми слоями, кажется этой лопаткой можно создать шедевр, даже не умея рисовать!

Картины, написанные мастихином, особенно яркими и насыщенными цветом красками, с крупными, фактурными мазками, всегда выглядят очень экспрессивно и надолго остаются в памяти зрителя. А если отойти от картины, написанной с помощью мастихина, на небольшое расстояние, то можно подумать, что ты смотришь на мозаику, пазл или лоскутное одеяло. Это происходит из-за того самого объема, который создается при помощи мастихина грубыми и толстыми мазками краски.

Кстати, об объемной фактуре. С помощью мастихина вы сможете красиво передать такие фактуры, как листья растений, лепестки цветов (очень красиво будут смотреться маки, розы и другие объемные цветы с крупными бутонами), деревья (особенно их кору). Также красиво будет выглядеть небо, или морские волны, написанные мастихином, ровно, как и горный пейзаж.

А если вы захотите дополнить сюжет картины и проработать мелкие детали, то вы всегда можете воспользоваться кистью.

Фактурные мазки, которые подчеркнут особенность пейзажа – так выглядит мастихиновая живопись

Некоторые начинающие художники думают, что мастихином можно писать только в одной технике, держа его в одном положении в руке. Но это, конечно же, не так. Давайте поподробнее рассмотрим, во-первых, виды мастихинов, какие бывают, а во-вторых, техники, с помощью которых можно создавать картины.

Кстати, подробнее о работе с мастихином и техниках масляной живописи я рассказываю на своем БЕСПЛАТНОМ теоретическом мастер-классе.

Виды мастихинов

Фактурные мазки, которые подчеркнут особенность пейзажа – так выглядит мастихиновая живопись

Как я уже сказала ранее, мастихины используют не только для написания картин, но и для палитры. Существует даже отдельный вид мастихина, он так и называется – для палитры. Что же им делают? Такой мастихин больше всего похож на нож и шпатель, поэтому им очень удобно замешивать краску на палитре, а также удалять излишки краски с холста.

Классическая форма мастихина для рисования, это ромбовидная. Такой мастихин помогает создавать четкую форму, причем писать картины таким мастихином можно, как и всей площадью лопатки, так и кончиком.Чтобы создать волнообразный рельеф на картине, вам понадобится мастихин овальной или округлой формы. Также такая форма защитит холст от механических повреждений.

Чтобы лучше представлять себе их форму, можете посмотреть в каталоге моего магазина, как выглядит этот инструмент, а заодно прицениться — https://nyshop.pro/product-category/admaterial/mastikhin/.

Как правило, лопатка мастихина делается из стали, а сама имеет изогнутую форму. Ручки также могут быть металлические, но чаще всего, деревянные. Писать картины мастихином – особое удовольствие для художника. А многообразие его форм позволяет импровизировать и создавать по-настоящему яркие, запоминающиеся, а порой и необычные картины.

Представьте, какие картины вы бы написали при помощи грушевидного, овального, или, рифленого мастихина? Наверняка, это было бы что-то необычное, не как у всех. Поэтому, мастихин для рисования – это еще и отличная возможность проявить себя как художника, попробовать создать оригинальную работу.

Но вернемся к формам. Как я уже сказала, классической формой для мастихина является ромбовидная.

Однако, существует еще несколько не менее интересных форм. Например, тот же самый ромбовидный мастихин, но вытянутой формы. Им очень удобно накладывать широкие мазки в линию.

Также среди художников популярен мастихин-многоугольник. Так как у него много граней и они все разные, то под определенным углом и наклоном, вы можете менять размеры мазков и их направление.

Вообще, мастихины такой вот разнообразной формы – это очень хорошая возможность для экспериментов. Причем как в живописи, так и в декоративно-прикладном творчестве.

Кроме вышеперечисленных мастихинов, существуют также мастихины со скошенным лезвием и округлыми боковинами, мастихины прямоугольной формы, овальные мастихины. Овальным мастихином очень легко и просто создавать фактурные мазки.

Геометрической формы мастихин способен создать красивую ровную и четкую линию. Мастихины с заостренным краем не только легко удаляют краску, но еще и помогают создать картины или декоративные элементы в технике сграффито. Эта техника подразумевает «процарапывание» верхних слоев краски, под которым нанесен другой, контрастный цвет. Таким образом, можно получить необычный орнамент или рисунок.

Короткой лопаткой мастихина очень удобно наносить угловатые мазки, а волнообразными и веерообразными мастихинами – мелкие детали, например, листья, кору деревьев, лепестки, показывая их прожилки и фактуру.

Но сколько бы не существовало видов мастихинов, вы должны обязательно попробовать написать им картину, хотя бы для того, чтобы понять, ваш это инструмент или нет, нравится вам такая техника письма, или вам все-таки привычней писать любимыми кисточками.

В общем пробуйте, и ничего не бойтесь! В любом случае, если вам не понравится, можно будет убрать лишний слой краски, загрунтовать холст и переписать картину снова, но уже по-другому.

А если вы все-таки хотите попробовать себя в мастихиновой живописи, то подробнее читайте о том, как выбрать свой первый мастихин, в моей статье https://nyblog.ru/kak-vybrat-mastihin-dlya-maslyanyh-krasok/

Там я рассказываю, на что обратить внимание при выборе, основные критерии, какой лучше взять и на что обращать внимание при работе.

Основные техники: как работать мастихином

Многие мастихины имеют большую площадь лопатки, в отличие от кисточки, к тому же, некоторые художники пишут картины мастихином в экспрессивной манере, поэтому, картины, написанные в такой технике, создаются достаточно быстро.

Так же, большинство техник живописи мастихином, сводится к тому, что вы накладываете краску слой за слоем, не заостряя внимание на деталях, почти что без проработки мелочей. Такая техника называется пастозной, и достигается при помощи плоского мастихина.

Именно эту технику, наряду с многими другими, мы разбираем на моем курсе “Живопись маслом для начинающих”. Этот курс создан специально для новичков, для тех, кто только начинает свой путь в масляной живописи.

Первое, что вы должны знать, нанося краску на холст, что то, какими будут ваши мазки, зависит от наклона и силы нажима на лопатку мастихина. Использовать лучше свежие краски, только что выдавленные из тюбика. Кстати, выдавливать можно сразу на холст, и можно не разводить краску, выбирая чистые цвета. Так у вас могут получиться свои насыщенные оттенки, и яркие, красивые переходы.

Техника точечных мазков, чаще всего встречается в картинах с натюрмортами, где художник изображает букеты с мелкими лепестками у цветов.

Еще одна техника, о которой я уже говорила, это техника сграффито, в которой вы процарапываете верхние слои краски, чтобы показать контрастный нижний слой.

Также я уже упоминала, что мастихином можно писать не только самой лопаткой, но еще и ее острым ребром. Таким образом, создается очень красивый рельеф, а для проработки деталей вам даже не придется использовать кисть!

Ну, и напоследок, самый интересный и, пожалуй, наиболее свободный в плане экспериментов, метод работы мастихином – введение одного цвета краски в другой. Особенность этой техники состоит в том, что вы никогда не знаете, что у вас получится, какой будет конечный результат. Ведь все эти переходы цвета, его сочетание друг с другом и что в итоге получится, зависит от движения ваших рук и того, под каким углом вы пишите картину.

Чтобы понять суть этой техники, представьте, что вы уже густо нанесли пастозными мазками слой краски. А теперь берете лопаткой новый цвет краски с палитры и наносите новый мазок плоскостью лопатки мастихина в этот слой, но не полностью, а постепенно добавляя новую краску, как бы «закручивая» один цвет в другом.

Несомненно, в такой технике у вас получится что-то особенное!

Вот мы и выяснили с вами, как рисовать мастихином на холсте масляными красками. А теперь я хочу оставить вам несколько полезных советов, по работе с мастихином, которые вам могут пригодиться:

  1. Чтобы очистить мастихин от масляных красок, достаточно всего лишь протереть его лопатку о тряпочку. И все, никаких растворителей!
  2. Холст для мастихиновой живописи можно взять средней и крупной зернистости, они хорошо удержат большое количество краски на холсте.
  3. Не покупайте пластиковые мастихины, берите металлические – они надежнее и долговечней.
  4. Мастихином также можно растушевать фон, достаточно лишь использовать его без краски.
  5. С подсохшей краской лучше не работать мастихином, так как можно повредить верхний слой и пленку.
  6. Вам не обязательно покупать сразу несколько видов мастихинов, достаточно взять один, классической формы средних размеров, чтобы научиться правильно держать его в руке и привыкнуть писать лопаткой под определенным углом.

А если вы все-таки хотите приобрести этот инструмент для живописи, можете посмотреть варианты мастихинов в моем интернет-магазине.

Приятного вам творчества и вдохновения! Поставьте оценку, если вам понравилась статья, а если остались вопросы, смело пишите их в комментариях к этой статье! ☺

Источник

Шесть основных приёмов работы мастихином

❖ В практической работе художники импровизируют и придумывают десятки и сотни своих собственных приёмов. Но существуют наиболее распространённые:

❖ Широкие пастозные мазки всей плоскостью мастихина. В зависимости от формы мастихина, мазки краски могут приобретать разный характер.

❖ Объёмные точечные мазки, выполненные кончиком мастихина.

❖ Процарапывание красочного слоя острым кончиком мастихина или боковой стороной его лезвия. Из под снимаемой мастихином краски, просматривается светлый холст — это позволяет изображать светлые тончайшие линии простым процарапыванием.

❖ Фактурные, рельефные линии, образующиеся посредством продольных движений плоскостью мастихина.

❖ Обобщение посредством смазывания краски. Художник подробно пишет какой-нибудь элемент своей живописи, а потом, поверх проводит ребром мастихина. В результате контуры изображения размываются.

❖ Введение одной краски в другую. Объёмные массы краски вливаются друг в друга и, порой, это происходит самым неожиданным образом. Краска то вливается, то «закручивается», то замешивается, а иногда и «врывается». Переходы одного цвета в другой во многом зависят от движений руки и наклона мастихина.

Если говорить о технике исполнения, мастихином можно работать как широко, на начальном этапе раскрывая плоскость, так и в деталях, расставляя акценты.

Пастозность красочного слоя обычно применяют в светах, оставляя тени менее загруженными, также мастихин используется при проработке переднего и среднего плана. Такой эффект создаёт пространство.

Мастихином хорошо обобщать, выявлять главное, уводя ненужные детали, создавать фактуру, а можно просто счистить неудавшиеся куски и написать заново. Можно царапать, чертить, наносить красочный слой широко, густо, жидко здесь правил нет.

Не существует никакой особой техники работы мастихином, есть отличный инструмент, который в умелых руках способен творить чудеса.

⠀Умение лепить форму, композиционно мыслить, чувствовать плоскость — то, на что опирается работа любым инструментом, и мастихин здесь не исключение.

Источник

Оцените статью