Устранение страхов при помощи рисования

Изотерапия — коррекция страхов у детей при помощи рисунка

Евгения Тенищева
Изотерапия — коррекция страхов у детей при помощи рисунка

Некоторые из Вас считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением и другими интеллектуально более полезными, с вашей точки зрения, занятиями. Однако научные исследования в области изотерапии подтверждают, что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут поставить себя на место другого человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования.

Изотерапия или рисование может оказывать на ребёнка не просто развивающий эффект,но и положительное психологическое воздействие: избавиться от боязней, страхов, нервных потрясений.

Изотерапия для ребёнка служит средством, которое помогает ему разобраться в себе и в своих чувствах.

Как же устранить страхи с помощью изотерапии?

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх.

Если это посторонний и доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Читайте также:  Простые пейзажи гуашью для начинающих по этапам

Методы устранения:

1. «Расправься со страхом».

После того, как ребёнок нарисовал свой страх, психологи рекомендуют смять рисунок, разорвать на мелкие кусочки или поджечь на глазах малыша. Когда бумага сгорит, взять чистый лист, накрыть им пепел и потереть. Так получится оттиск и новое интересное изображение. Его можно рассмотреть с ребенком и дорисовать до нового радостного образа.

2. «Мне не страшно».

Ребёнок должен нарисовать свой страх так, как будто он его не боится. Например, ребенок рисует собаку, которую ведёт на поводке.И говорит: «Собака добрая, она — мой друг». Но не все дети могут нарисовать свой страх жалким.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Например, паука можно сделать из проволочки и материи, дракона – из веревочек на палке и т. д. когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило, лучше, особенно при участии отца.

Иногда ребенок отказывается изображать свой страх и даже объясняет это тем, что не умеет рисовать. Не нужно давить на ребенка. Лучше скажите, что страх нехороший, поэтому даже хорошо, если он выйдет не красивым. Нарисуйте свой бывший страх. Так Вы, во-первых, покажете, что бояться могут все, и в этом нет ничего постыдного, а во-вторых, своим примером дадите понять, что страх можно победить. Затем предложите ребенку нарисовать что-нибудь, чего он боялся, «когда был маленьким». После можно перейти к страхам, которые присутствуют сейчас.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как

не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел

внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

Рисуя себя, ребенок освобождается от страхов, меняя ситуацию к лучшему!

Для ребенка это способ саморазвития.

Консультация для родителей «Рисование для дошкольников» рисование для дошкольников Консультация для родителей Воспитатель МКДОУ №42 «Материнская школа»г. Невинномысска Золотцева Е. Б. И в десять.

Взаимодействие с родителями. Как показывает опыт и научные исследования, воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными.

Источник

Рисуночная терапия в преодолении страхов.
статья по теме

Преодоление страхов, неадекватной повышенной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии.

Скачать:

Вложение Размер
risunochnaya__terapiya__v__preodolenii__strahov__detey..doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуночная терапия в преодолении страхов детей

Известно, что преодоление страхов, неадекватной повышенной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии. Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов в детском возрасте дан в работах А.И. Захарова [19, 20].

Метод включает следующую последовательность [19, 20]:

– свободное рисование, стимуляция интереса детей к изобразительной дея-

– рисование ребенком страха, т. е. объективирование его содержания в рисунке;

– обсуждение рисунка с изображением страха, т. е. осознание содержания страха;

– изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с

объектом, олицетворяющим страх, в которой «страх» терпит поражение, т. е.

символическая, конструктивная переработка страха;

– обсуждение рисунка с изображением поверженного «страха», т. е. осознание ребе нком возможностей и способов борьбы со страхом.

Рисование применяется для гармонизации психоэмоционального состояния ребенка, для снятия психического напряжения, в целях коррекции страхов.

В работе с рисуночными техниками детский рисунок рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. Психолог обращает внимание на те особенности рисунка, которые отражают личностные характеристики. И отделяет от особенностей, отражающих уровень интеллектуального развития и степень овладения ребенком техникой рисования. Надо отметить, что на начальном этапе приходится преодолевать некоторое сопротивление, боязнь детей нарисовать неправильно, некрасиво, не так «как учили». Однако дети быстро входят «во вкус», творческая деятельность увлекает их, «зажимы» исчезают. Рисование позволяет ребенку выразить свои мысли, чувства, освободиться от конфликтов и переживаний. Рисование требует согласованного участия многих психических функций. В том числе участвует в согласовании межполушарного взаимодействия, связывает между собой зрение, речь, мышление, двигательную координацию.

Дети рисуя, дают выход своим чувствам, безболезненно соприкасаются с пугающими, травмирующими событиями.

Для целенаправленного устранения страхов необходимо в беседе с ребенком выяснить, чего он боится (одиночества, смерти, наказания, сказочных персонажей и пр.). Зная страхи ребенка, необходимо попросить его нарисовать их. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, предполагают «встречу» с ним, что само по себе пугает малыша.

В процессе рисования необходимо выражать ему одобрение по поводу того, что он справился с заданием, так как успешность является антиподом страха. У ребенка повышается чувство собственного достоинства, уверенности в себе. Вместе с тем, не следует заверять ребенка в том, что его страх после рисования сразу исчезнет, и тем более спрашивать, боится он теперь или нет.

Через несколько дней нужно провести с ребенком обсуждение

рисунков, последовательно показывая их и спрашивая, чего боится ребенок теперь. Чтобы не допустить внушения страха, необходимо внимательно следить за тональностью голоса ребенка. Отрицание страха закрепляется похвалой.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя небоящимся. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Через несколько дней вновь проводится обсуждение рисунков.

Достигнутые результаты «рисуночной терапии» закрепляются в играх, включающих в себя драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.

Рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками, При организации занятий необходимо иметь в виду, что, подбирая изобразительные материалы, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.

Например, на занятиях с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, пластилин, глину, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрызгивание, разбрасывание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение, Таким детям более уместно предложить листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие организации, структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контроля за выполнением действий.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, а бумага рваться. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование. Детям же, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Им следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске.

Итак, первым этапом в преодолении чувства страха является его изображение . Именно конкретизация страхов поможет ребенку избавиться от неопределенности и выплеснет наружу то, что тревожит и мучает, Рисуя, ребенок не просто изображает конкретные предметы, а живет в этом «микрокосмосе», который мы условно называем «детский рисунок».

Второй, не менее значимый этап в преодолении чувства страха — моделирование выхода из сложившейся ситуации , предполагающее множество приемов и способов:

— дорисовка «защитного объекта»;

— уничтожение «зла» (скомкать, порвать, выбросить и т.д.);

— дорисовка интересных, интригующих деталей («сюрприз»);

— видоизменение рисунка, превращение страшного в смешное;

— развитие (дорисовка) ситуации с возможными последующими решениями;

— украшение мрачного, преобразование в красивое;

— «заглядывание в темноту» (расчищение темного пространства).

И еще два аргумента в пользу терапии через рисунок:

— детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой;

,-рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в работе с детьми. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний при коррекции неврозов, страхов.

Упражнение «Мой страх»

Цели: научить детей выражать чувство страха в рисунке, развивать умения справляться с ним.

Не всегда страх можно выразить словами. Иногда гораздо проще изобразить его на бумаге. Это мы сейчас и попытаемся сделать. Страх ведь так не любит, когда его рисуют. Он просто готов растаять.

Предлагаем детям карандаши, акварельные краски, альбомные листы.

Пока дети рисуют, можно комментировать их работу и подбадривать одобрительными репликами: «Страх уже весь на бумаге. Теперь-то он у нас в руках!»

После того как дети нарисовали свой страх, мы предлагаем взять ножницы и резать страх на мелкие кусочки, а мелкие — на еще более мелкие (помогаем детям в этом).

Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, показываем ребенку, что теперь его собрать невозможно.

Затем предлагаем детям завернуть эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойти к мусорному ведру и выкинуть туда. Говорим о том, что весь мусор увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.

Упражнение «Рисунок пугающего животного»

Цель: развивать умение справляться с чувством страха.

Воспитатель. А есть ли животные, которых вы боитесь? ,-__, Я хочу показать вам одно волшебное средство, которое больше не позволит таким животным угрожать вам и пугать вас. Но для этого сначала нужно нарисовать такое страшное животное. При этом нужно почувствовать, как вы сильно его боитесь.

Предлагаем детям нарисовать пугающее животное. Дети выполняют рисунки не на целом альбомном листе, а на площади в два раза меньшей — примерно в пол-листа или еще меньше.

После того как дети нарисовали страшное животное, предлагаем «посадить» его в клетку и сделать несчастным и безопасным. Для этого берем линейку, ручку и начинаем рисовать вокруг зверя клетку.

Дети, чем более тонкое и гибкое животное, тем за более частую решетку его нужно посадить, «чтобы не могло пролезть».

В процессе того как дети заштриховывают свой страшный рисунок, говорим им о том, что теперь зверь становится все более безопасным, бессильным — ведь даже его изображение теряется, глаза становятся почти не видны, ему место только в зоопарке, где его никто не боится. Озвучиваем это такой последовательностью вопросов (используем метод скрытого внушения):

— Вы посадили зверя в клетку? (Да — внушительный ответ.)

— Его даже плохо видно за решеткой? (Да.)

— Ему место в зоопарке? (Да.)

— В зоопарке никто не боится зверей? Теперь он сам нас должен бояться? (Да.)

— Он теперь не может угрожать нам? (Да.)

Следим за поддержанием соответствующего эмоционального настроения в группе: сначала некоторого страха, затем по нарастающей

— смелости и чувства волшебной победы.

Теперь мы смело можем уничтожить страшное животное: разорвать на кусочки и выбросить — это последний шаг нашего волшебства.

Дети рвут и торжественно выбрасывают кусочки в корзину для бумаг.

Упражнение «Превращение страхов»

Цель: разрушение стереотипного восприятия агрессивных персонажей сказок и фильмов;

Предлагаем детям поиграть в художников, которые смогут сделать рисунок добрым. Показать, как «страшный» рисунок можно превратить в симпатичный и забавный (приклеить элементы аппликации, дорисовать, изменить палитру рисунка).

Всем детям дается заранее подготовленный рисунок, к которому они пририсовывают «добрые детали». Например: воздушные шары, игрушки, яркую шляпу, одевают страшный персонаж в красивый костюм.

Цель: устранение и преодоление страхов у детей.

Дети, есть еще один способ уничтожить страх. При этом его даже не надо перерисовывать или закрашивать!

Раздаем детям альбомные листы, кисточки и баночки с чистой водой. Предлагаем еще раз нарисовать страхи, но не красками, а водой. Когда рисунки готовы, раскладываем их для просушки. Через несколько минут смотрим вместе с детьми-

Вот это да! От рисунка ничего не осталось! Чистый лист, на котором можно рисовать другие картинки.

Достигнутые результаты «рисуночной терапии» закрепляются в играх, включающих в себя драматизацию историй на темы страхов, оставшихся после рисования.

1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.:

Просвещение, 1993. – 191 с.

2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ»,

3. Крюкова С.В. Здравствуй, Я сам! Тренинговая программа работы с детьми

3–6 лет. – М.: Изд-во «Генезис», 2002 – 144 с.

4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и

радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего

школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Изд-во «Генезис», 1999. – 198 с

Источник

Оцените статью