Утробина увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 7 лет

Семинар-практикум для педагогов Представление методики авторов К.К. Утробина, Г.Ф. Утробиной «Рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» 3.
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Меня заинтересовал и привлек оригинальный и очень увлекательный способ рисования – метод тычка, разработанный авторами К.К. Утробиной и Г.Ф. Утробиным. Как раз такой метод даёт возможность детям изображать объекты живой и не живой природы, передавая характерные особенности в различном положении: статичном, в движении, а также их структуру. В данной методике предоставлен опыт обучения рисованию методом тычка.

Скачать:

Вложение Размер
risovanie_metodom_tychka.docx 28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов представление методики авторов К.К. Утробина, Г.Ф. Утробиной «Рисования методом тычка с детьми 3-7 лет»

Цель: создать условия для профессионального роста и самореализации инновационной технологии «Рисование методом тычка»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так ка оно связанно с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Как научить малышей рисовать? У детей дошкольного возраста ещё не сформированы художественно-изобразительные цели рисования, они не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской. Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Как известно, линия несёт вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удаётся детям в силу их возрастных особенностей. Ребёнок ещё не осознаёт, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится её исправить. Предметы получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. Многие авторы, особенно за рубежом, расценивают этот приём как возможность для самовыражения личности. Однако эстетически плохо исполненный рисунок – это не самовыражение ребёнка, а всего лишь выражение его элементарной неготовности рисовать.

Ещё одним на взгляд авторов методики, не ориентированным на столь юный возраст приёмом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотонными, плоским, а при использовании акварельных красок – ещё и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пёструю окраску и объём. Кроме того, часто обмакивая кисть в воду, ребёнок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребёнок торопится — рисунок получается расплывчатым. Всё это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка. Особенно изображения зверей, птиц, крон деревьев. Есть не мало методик проведения с дошкольниками занятий по рисованию.

Меня заинтересовал и привлек оригинальный и очень увлекательный способ рисования – метод тычка, разработанный авторами К.К. Утробиной и Г.Ф. Утробиным. Как раз такой метод даёт возможность детям изображать объекты живой и не живой природы, передавая характерные особенности в различном положении: статичном, в движении, а также их структуру. В данной методике предоставлен опыт обучения рисованию методом тычка.

  1. Изучить методику «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» К.К.Утробина, Г.Ф. Утробин.
  2. Разработать план занятий с детьми Подготовительной группы.
  3. Изготовления технологических карт по рисованию тычком
  4. Провести мастер-класс для педагогов «рисование тычком»
  5. Провести мастер-класс для родителей «Рисование тычком»
  6. Создать выставку детских работ, педагогов и родителей: «Пушистые картинки»

Гипотеза: изучив новую методику рисования методом тычка и применив её в работе с детьми, решаются две взаимосвязанные задачи:

— во-первых, пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

— во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

Введение в тему:

Метод тычка как увлекательный способ рисования

Авторы методики предлагают метод рисования. Который не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причём необязательно правильной формы и только прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближёнными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жёсткая кисть. Использование губки или ваты исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения. При этом должна получится большая «пушистая» точка. Причём, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь – густая краска, поэтому требуется меньше времени для её высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «почувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объёмными и живыми за счёт многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета. А потом внутри его.

Преимущества метода тычка

  • Позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребёнка к письму;
  • Даёт возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира;
  • Формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребёнок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы);
  • Способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей – рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребёнку, так и окружающим.

Техника рисования тычком

Прежде чем приступить к обучению детей рисованию способом тычка, важно понять технику рисования тычком. При рисовании этим способом:

  • Гуашь для занятий должна быть густая. Лучше всего её раскладывать понемногу (3-4мм) в маленькие розетки;
  • Бумагу можно использовать любых цветов и размеров. Тонирование бумаги лучше всего делать накануне занятия – акварельными красками широкой кистью;
  • Кисточек должно быть не менее двух (одна обязательно жёсткая, лучше из натуральной щетины). Самое главное жёсткая кисть должна быть сухой, то есть её не нужно перед началом рисования окунать в воду. Для большего эффекта рекомендуется подрезать кисть на 2-3 мм. При нанесении тычка кисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс расплющивается и получается большая «пушистая» точка.
  • Каждому ребёнку нужен небольшой лист бумаги, для проверки тычка и правильности выбора цвета.
  • Необходимы также банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка, простой карандаш.

Нарисуйте на альбомном листе простым карандашом горизонтальную линию. Наберите на кисточку гуашь любого цвета. Чтобы убрать лишнюю краску, выполните несколько произвольных тычков на любом листочке бумаги. Затем начинайте рисовать тычками прямо по линии, делая тычки рядом друг с другом.

Необходимо, чтобы дети поняли, что рисовать надо по линии, нарисованной карандашом. Потом на этом же листе нарисуйте круг и, набрав гуашь на кисть, снова начните делать тычки по линии круга, а потом внутри него.

Методические рекомендации по рисованию способом тычка

Занятия с детьми по рисованию способом тычка проводятся 1-2 раза в месяц. Время занятия устанавливается согласно возрастной группы. Каждое занятие является комплексным. Его цель – расширение знаний об окружающем мире, эстетического восприятия, интереса к природе, совершенствование техники рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Процесс рисования сопровождается познавательными моментами,

пробуждающими у детей интерес к теме рисования (загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), и паузами (физкультурные минутки, дидактические игры, корригирующая гимнастика).

Каждое занятие сопровождается упражнением-разминкой с кисточкой. Проговаривая вместе с детьми следующие слова.

Кисточку возьмём вот так: (рука опирается на локоть, кисточку держать

Это трудно? Нет, пустяк. тремя пальцами выше металлической части.)

Вверх — вниз, вправо – влево

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

А потои по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, раз… (Кисточку ставить вертикально,

Всё получится у нас! Сделать несколько тычков без краски.)

Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур какого-либо предмета. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур данного предмета (изображение животного, птицы), называют вслух его части (например, голова, уши, спина. хвост и т.д.). Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутков между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка (глаза, нос, усы, лапы и др.) дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же. В процессе закрашивания тычками нарисованные предметы приобретают форму и объём, приближенные к реальным. Для усвоения техники рисования можно предложить детям закрасить тычками несколько работ по контуру, нарисованному воспитателем.

Предполагаемый результат при рисовании способом тычка.

Методика рисования способом тычка апробирована, в городах Есентуки, Москва, Пермь. Как показала практика, детям нравится так рисовать, они легко усваивают данный способ. Как уже отмечалось, рисование тычками стимулирует развитие мелких мышц кисти руки, поэтому детям впоследствии легче овладевать и другими способами рисования.

Темы занятий по тычковому рисованию, предложенные в методике, интересны и понятны детям. Упражнения для рук с карандашом и кисточкой, предлагаемые физкультурные минутки легко запоминаются и могут быть использованы и на других занятиях или в играх детей. Если дети нарисуют более 20 работ методом тычка, у них уже будут сформированы устойчивые навыки рисования. Как показала практика, дети могут сами рисовать контуры некоторых предметов. Главное увлечь детей темой, помочь им усвоить приёмы изображения окружающего мира с помощью круглых, овальных, треугольных форм в различных сочетаниях, и тогда рисование станет увлекательным занятием для детей и педагогов.

Если нужно сделать подарки или приглашения на праздник, подготовить детские работы для выставки, то палочка-выручалочка – это тычковое рисование. Работы детей в предложенной технике получаются интересным, выразительными, красочными и радуют ка самых маленьких художников. Так и их родителей.

Источник

Рисование методом тычка. Конспект НОД «Котенок»

Светлана Овчинникова
Рисование методом тычка. Конспект НОД «Котенок»

Как научить малышей рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно- изобразительные цели рисования. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской. Есть немало методик проведения с дошкольниками занятий по рисованию, одну из них я вам предлагаю– оригинальный, очень увлекательный способ рисования- метод тычка.

Преимущества метода тычка

-позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

-дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что несомненно важно для наиболее полного восприятия окружающего мира.

-Формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования

-способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей -рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны как самому ребенку, так и окружающим.

Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри его.

«Котенок»

П/З: Продолжать знакомить детей с домашними животными;

Учить рисовать методом тычка, закреплять умение держать кисть;

Углублять представление о цвете и геометрических формах (круг, овал, треугольник);

Воспитывать сострадание и любовь ко всему живому.

Материал: альбомный лист с карандашным контуром кошки, черная, серая и зеленая гуашь, салфетки, подставки для кисточек, пайетки (на каждого ребенка, мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, игрушка кошка

Ход НОД:

Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки – мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это… (кошка).

Правильно! А как выглядит кошка? Она пушистая, у неё четыре лапки, пушистый хвостик и длинные усы. Я сегодня поведу вас на выставку кошек, и мы их поближе рассмотрим. Посмотрите, какие кошки. Красивые? Они все разные. И пушистые, и гладкие, худые и толстенькие, весёлые и грустные. А давайте,поиграем немного: Игра «Кошкины повадки»

Вам покажем мы немножко, Идут на цыпочках. Стараясь не

Как ступает мягко кошка. производить никакого шума.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый. Прыгают на месте легко и как

Кошка может быть и быстрой. можно выше.

Ввысь бросается отважно.

Скок да скок, ещё подскок,

То вперёд, а то отскок.

А потом мяукнет тихо Приседают и делают вид,

И заснёт в углу мурлыка. Что спят.

— Ой, ребята, здесь что-то лежит! Это письмо от моей знакомой кошки Мурки. Тут написано, что у Мурки потерялись котята! А что ещё в конверте? Это же портрет одного из её котят! Посмотрите, какой он пушистый, красивый и весёлый! Дети, что же мы можем сделать для Мурки?Мы нарисуем котят и повесим рисунки в прихожей и будем всех спрашивать: не видел ли кто этих котяток? Мы обязательно поможем Мурке.

А теперь нам нужно внимательно рассмотреть котенка. Какой формы туловище у котёнка? Туловище – овал. А голова? Правильно –это круг. Ребята, а где же лапки? Котёнок подогнул их под себя. Хвост и лапки у него тоже овальные. А ушки – треугольные.

— А кто знает, как нарисовать пушистого котенка? Каким способом, приёмом будем пользоваться?

— Правильно. Тычком. Давайте я вам покажу, как надо рисовать.

/ Показ / — Тычком сначала по контуру котёнка – голова, туловище, хвост, лапки, а затем внутри.

— Вот какой пушистый котёнок получился. А что я ещё забыла дорисовать котёнку?

— Правильно, глазки и носик. А я их не нарисую, а приклею. Посмотрите, какой замечательный получился котёнок!

— Запомнили, как рисовать? Скажи, Даша, с чего начинаем рисовать? Затем что рисуем, Соня. А чем можно украсить рисунок? Дорисуем котёнку травку. Так же, тычком.

— Вы, ребята, постарайтесь, чтоб все котята получились красивые и пушистые.

/Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь /

— Какие вы молодцы! мама кошка обязательно найдёт всех своих котят. Посмотрите, кто из котят самый пушистый? А кто самый шустрый? Самый весёлый? Самый послушный? Давайте всем дадим клички. (Пушок, Уголёк, Мурзик, Муся, Барсик, Тишка, Черныш, Васька).

— Ой, ребята, вы слышите? По-моему там кто-то пришёл! Кто здесь мурлычет? Смотрите, это же Мурка к нам пришла! Посмотреть, как вы красиво нарисовали её котят и немного поиграть с вами. Теперь она их обязательно найдёт и у них всё будет хорошо!

Леонова Н. Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ» — стр. 183

К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.

Конспект занятия «Открытка для мамы» по рисованию «методом тычка» В данном фотоотчете я представляю художественный ручной труд ребят второй младшей группы. Не смотря на адаптационный период ребят, мы воспитатели,.

«В гости к Мишке». Конспект занятия по нетрадиционному рисованию методом тычка в средней группе Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Конспект открытого занятия в средней группе Конспект открытого занятия по рисованию в средней.

Конспект НОД по рисованию методом тычка в младшей группе «Зайчата» Конспект НОД по рисованию методом «тычка» в младшей группе (2-3 года) на тему «зайчата». Тема: «зайчата». (рисование методом «тычка») Цель:.

Конспект занятия «Котенок» Цели и задачи: 1. Изучить технологическую последовательность и труд Конспект на тему: «Котенок». Цели и задачи: 1. Изучить технологическую.

Конспект НОД по рисованию методом тычка жесткой кисти «Ежики» и «Зайчики» Программное содержание: Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать.

Мастер-класс для педагогов. Экспресс-рисование гуашью методом тычка «Березовая роща» Что же подтолкнуло меня провести этот мастер — класс? Готовясь к районному конкурсу «Красота родной природы» мы с детьми в изостудии нарисовали.

Мастер-класс «Открытка на 8 марта. Рисование нетрадиционным методом с элементами аппликации» Цель: -развить интерес детей к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования; -продолжать развивать навык.

НОД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисование «метод тычка» для детей группы Цель: создание условий для формирования представления о цветущем растении – мать-и-мачехе Задачи: I. Образовательные Формирование представления.

Нетрадиционное рисование «Пушистый котенок» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. «Пушистый котёнок». Тычок жёсткой полусухой кистью. Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста.

НОД по рисованию методом тычка в подготовительной группе «Осень золотая» НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе + Фотоотчет Тема: «Осень золотая» Программное содержание:.

Источник

Читайте также:  Рисунки для рисования двумя руками одновременно для детей 6 7 лет
Оцените статью