Виды художественного рисования карандашом

Виды и техники рисования карандашом

Техника рисования карандашом, виды карандашей, основы рисования, все это вы найдете в нашей статье.

Карандаш — доступный каждому инструмент, знакомый еще со школьных уроков черчения. Грифель легко прощает огрехи и неточности линий, достаточно подходящего ластика. Однако чем выше становится требовательность к работе, тем тщательнее нужно выбирать карандаш и сопутствующие ему материалы.

Виды карандашей

Многие предпочитают механические карандаши со вставным грифелем за удобство. Их линии всегда однородны по толщине и интенсивности, и в этом одновременно кроется преимущество и недостаток.

До того, как карандаши стали механическими, их классифицировали по мягкости грифеля буквами H и B, который в зависимости от силы нажима оставлял более или менее темную линию.

Цифра, стоящая рядом с буквой, обозначает степень данного показателя.

Чем выше твердость H карандаша, тем плотнее грифель и светлее линия, тем больше он «царапает бумагу», оставляя в ней борозду-вмятину, которую не убрать ластиком.

Мягкий B грифель, наоборот, чертит боле темные линии, легко крошится и меньше травмирует бумагу.

Читайте также:  Рисование богатырский конь старшая группа

Новичкам следует начать с карандаша HB (ТМ) — это стандартный карандаш, средней степени твердости-мягкости.

Заточка карандаша — важнейший параметр. Угол заточки позволяет обнажить грифель, который в зависимости от наклона к бумаге рисует то тонкие, то широкие линии. Этот прием помогает создавать выразительные рисунки.

Угол заточки создают резаком: чем шире его лезвие, тем проще увеличить угол.

Точилки-коробочки помогут заострить грифель, но их угол заточки всегда одинаков.

Бумагу берите белую и плотную, лучше всего зернистую — на ней хорошо будут видны карандашные оттенки.

Основы техники рисования

Рисунок бывает линейным, объемным и смешанным, и подразделяется по назначению.

  • Чертеж — технический рисунок,
  • эскиз — быстрый набросок идеи из головы или объекта с натуры,
  • этюд — анализ модели и её правдоподобное изображение.

Выбор техники зависит от цели.

В чертеже необходимо умение регулировать твердость и угол нажима по линейке, аккуратность работы с бумагой при исправлении.

В эскизе важна экспрессивность, передача сути, и выбор выразительных средств ничем не ограничен. Чем больше в арсенале рисовальщика техник, тем точнее он подберет ту, что подходит для данного эскиза.

Этюд — классический рисунок, в котором всегда присутствует модель; в переводе этюд — изучение, его цель — анализ модели и её правдоподобное изображение на бумаге. Продолжительные, до нескольких часов, сеансы этюда развивают чувство пропорций, глазомер и связь рука-глаз, которая позволяет рисовать точно, лишь изредка отрывая взгляд от модели.

Техники рисования

Контурный рисунок

требует работы с линией, её толщиной, интенсивностью и формой. Провести линию нужного качества — показатель мастерства рисовальщика, которое достигается через практику.

Существует множество несложных и быстрых упражнений для тренировки руки, в их основе: изображение формы за раз, без отрыва карандаша от бумаги. Начинайте с неподвижных объектов — это дает возможность сравнить изображение с оригиналом и учесть ошибки.

Важно варьировать карандаши — механические и простые, мягкие и твердые, с большим углом заточки и без, а так же плотность бумаги — от вощеного листа до рыхлого картона. Разнообразие результата поможет понять, как именно достигнуть определенного свойства линии.

Объемный рисунок

строится на передаче светотени — градации тона между поверхностями на свету и в тени. В карандашном рисунке передача тона достигается штриховкой и её последующей стадией — растушёвкой. Прием строится на постепенном наборе тона поверхности.

Штриховка

создание параллельных линий с отрывом карандаша от бумаги. Выбор длины штриха зависит от характера поверхности — чем однороднее поверхность, тем длиннее штрих. Плотность штриха — это расстояние между линиями. Чем больше плотность, тем темнее тон поверхности. Штриховки могут накладываться друг на друга. Этот прием классического рисунка одновременно увеличивает затемнение и придает поверхности рельеф.

Штриховка кажется простым приемом, но для её качественного выполнения необходима практика. Штрихи должны быть прямыми, петли в начале или конце линии выдают нетвердую руку. Тренировать нужно так же угол наклона — начинающие рисовальщики штрихуют под одним, удобным руке углом, тогда как рельефность формы добивается именно вариации угла.

Растушёвка

буквально «размазывание» графитной крошки штриха по поверхности бумаги, при котором линии смешиваются и исчезают. Этот прием позволяет добиться « фотографичности » изображения. Для удачной растушёвки следует делать предварительную штриховку наиболее мягким грифелем — это значительно упростит работу и сбережет поверхность бумаги.

Ошибки новичков

Пренебрежение рисунком с натуры.

Часто начинающие рисовальщики хотят быстрого эффектного результата «для рамки», поэтому выбирают для основы понравившуюся картинку. Это копирование поможет наработать руку, но для приобретения чувства пространства необходима трехмерная модель.

Важность освещения.

Мы воспринимаем форму в зависимости от того, как она освещена. Близкий, яркий источник света создаст контраст между поверхностями, а слабый — размоет контуры. Попытайтесь осветить один и тот же предмет по-разному — характер его формы изменится. Грамотное освещение модели позволит осознанно работать со светотенью и развивать пространственное мышление.

От простого к сложному

Невозможно создать шедевр с нуля, но не отчаивайтесь. Беритесь за посильные упражнения, постройте свое обучение от простого к сложному. С каждым новым рисунком глаз будет тренированнее, рука — увереннее, а опыт позволит интуитивно выбирать подходящие техники, а затем и смешивать их.

Варьируйте тип упражнений: после долгого, но необходимого для глазомера этюда не начинайте следующий. Развейтесь, сделайте дружеский шарж на только что законченный гипсовый бюст. Техники рисунка — инструменты для передачи замысла, и чем больше их будет в вашем арсенале, тем красноречивее будут ваши работы.

Источник

Основы рисования: техника рисования карандашом

Эта статья будет посвящена рисованию карандашом. Если вы хотите научиться рисовать, но никак не можете приступить, сейчас самое время заняться обучением. Возьмите лист бумаги, карандаш и пробуйте 🙂 Начнем с техники рисования.

Техника рисования карандашом

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

Штриховка

С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

Растушевка

Растушёвка – один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

  1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.
  2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.

С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

10 частых ошибок, которые совершают новички

Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Мы хотим написать о 10 возможных ошибках, с которыми наверняка сталкиваются все начинающие художники.

1. Неправильно подобранный карандаш

Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.

2. Рисунок с фотографий

Каждый художник начинает срисовывать с фотографий. Но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.

3. Ошибочные основные пропорции

Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.

4. Искривленные черты

Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать черты лица. В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.

5. Рисунок животных

Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.

6. Штрихи

Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от темного к светлому.

7. Деревья

Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.

8. Неправильная бумага

Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.

9. Объемность

Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.

10. Тени

Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.

Сначала может показаться, что рисунки карандашом слишком обычные, тусклые. Но с помощью карандаша можно передать огромное количество эмоций.

Небольшая подборка видео каналов по рисунку карандашом:

От автора: Если вас интересует живопись, рисунок, композиция, и искусство в целом, то вам сюда! По специальности я Живописец-Монументалист. Окончила МГАХИ им. Сурикова. На канале Art Shima вы найдете ролики на которых я рисую и пишу маслом, и ролики с советами. Так как я владею многими техниками, вы можете смело задавать вопросы, и я с радостью на них отвечу. Подписавшись на мой канал, вы сможете видеть все мои новые видео.

Интересные видео уроки на любую тематику.

Работы посложнее, но с хорошим описанием. Если очень захотеть, и такое выйдет.

Источник

Основные техники рисования карандашом

П ервые шаги в изучении художественной грамоты часто начинаются с простого карандаша. Доступность и простота использования этого материала делают грифельный рисунок самым распространенным, но ничуть не посредственным. Качество, необычность работы зависит от опыта мастера, владения графическими приемами. Поэтапно опробовав основные техники, рисование карандашом перестанет восприниматься обычной серой картинкой. Появятся тональные переходы, градации, интересные линии, штрихи, пятна, создающие «жизнь» в работе, уникальность вашего художественного почерка.

Рисование карандашом с нуля: с чего начать?

Первое, в чем следует разобраться – это в видах карандашей, их возможностях. А также – дополнительных материалах, необходимых в черно-белой графике.

  • Буквы и цифры на корпусе

При покупке карандашей российского или зарубежного производства вы обязательно столкнетесь с системой обозначения мягкости/твердости грифеля. Подобные маркировки следует различать, чтобы правильно ориентироваться в нужном выборе.

Карандаш российского производства может иметь следующие обозначения:

Шкала твердости карандашей современных отечественных фабрик держит конкуренцию среди импортных предложений, выпуская экологически безопасные серии для потребителей различных возрастных групп и профессий.

Европейская маркировка карандашей обозначается буквами:

  • Н (hardness – твердость);
  • В (blackness – чернота) – мягкость грифеля;
  • НВ – твердо-мягкий;
  • F – загадочная для многих буква означает степень твердости карандаша между грифелями НВ и Н;
  • 2В…9В.

Карандаши производства США маркируются так:

  • #1 – соответствует российской М;
  • #2 – ТМ;
  • #2½ – что-то среднее между Т и ТМ;
  • #3 – Т;
  • #4 – 2Т.

Грифели НВ и ТМ – считаются самыми любимыми среди пользователей, они прекрасно подходят как для рисования, так и для записей. Не затемняя, не царапая бумагу, твердо-мягкий карандаш идеален для первых построений, «наметок» на бумаге перед началом серьезной графической работы или долгого академического задания. Этот вид карандаша обычно сразу появляется у начинающих художников. Мягкие грифели любят художники с опытом или же любители быстрых зарисовок.

Особенность грифеля в его жирности, плотности. Он легко ложится на любую бумагу, быстро закрывает поверхность, создает приятный «живописный» эффект. Но начинающим художникам следует понимать, что увлекшись «глубоким» тоном, легко перетемнить или испачкать работу. Повышенная маслянистость мягких грифелей может создать неаккуратный вид рисунку.

Твердые грифели применяют для особенных случаев: показать легкий тон, проработать тонкие, воздушные детали, сухие, фактурные линии. Так как твердыми карандашами можно поцарапать бумагу – ими работают с небольшим нажимом.

Для профессиональных художественных работ карандаши затачиваются не точилкой, а канцелярским ножом. Это позволяет оставлять грифель нужной вам формы, длины и остроты.

Даже неопытный пользователь художественных материалов понимает, что мягкий, эластичный ластик – лучший помощник для удаления следов чернографитного карандаша. Но не все работы можно корректировать такой резинкой. Есть опасность испортить готовый тональный рисунок: нанести слишком заметные нажимы ластиком, которые уже с трудом поддаются корректировке. В таком случае идеально подходит – «клячка». Эта тянущаяся, мягчайшая масса, которая не крошится и деликатно очищает от ненужного тона вашу работу.

Классический вариант бумаги для рисунка – это плотный лист ватмана. Но на самом деле, все зависит от ваших задач. Рифленая, фактурная бумага – подойдет для нестандартных творческих задумок. Используют также более тонкие тонированные листы – для всевозможных зарисовок и набросков.

Техники рисования карандашом для начинающих

Наше зрение устроено так, что мы воспринимаем форму и объем предмета лишь благодаря светотени. Конечно, грамотное контурное построение объекта первостепенно. И все же, основы рисования карандашом для взрослых и детей начинают с объяснения светотеневых отношений, которые показываются лишь тоном и в разных графических техниках.

Самая известная техника. Изображаемый объект покрывают равномерными, короткими штрихами, сделанными в одном направлении. Путем нажатия на карандаш, увеличения плотности штриха можно добиться любых оттенков серого.

Для более глубокого тона больше всего подходит этот вид штриховки. Пересекающиеся друг с другом штрихи – это два и более слоя разнонаправленных линий, образующих некое подобие сеточки.

Здесь можно немного расслабиться, поиграть с произвольными, словно клубящимися, линиями, заполняющими определенное пространство. Где применять подобный прием? Ну, скажем, для творческой авторской работы или в изображении какой-либо шерстяной фактуры.

  • Техника параллельных контурных линий

Чтобы заштриховать яблоко или любой круглый предмет – часто применяют этот прием. Линии повторяют контур объекта и идут параллельно друг другу.

  • Техника рисунка «от тонального пятна»

Очень интересный, творческий прием рисования карандашом для начинающих художников и высокопрофессиональных мастеров. Вначале мягким карандашом на бумагу наносим тональное пятно нужного размера.

Затем, используя ластик, высветляем те куски, где на объекте предполагается свет. Если вы изображаете набросок фигуры человека или создаете быструю портретную зарисовку – «рисование тоном» отличный вариант. Конечно, высветлять освещенные стороны нужно разумно, не забывая про мягкость контуров, плавность светотеневых переходов, а также – дополнительные штрихи и проработку мелких деталей.

Немного схожа с предыдущей техникой. Потому что отвечает тем же задачам: создает некоторую обобщенность, естественность, стирая острые углы и нереалистичные линии. Кроме того, с помощью растушевки штрихов легко добиться объемности изображения, реалистичности, воздушности пространства. Рекомендуемые материалы для растушевки: ватные палочки, мягкая бумага, специальный инструмент для растушки.

Если самые первые шаги к рисованию простым карандашом проложены: подготовлены материалы, изучены азы построения объектов и светотеневые отношения – можно смело приступать к собственным творческим поискам через увлекательные техники графического рисования.

Ещё:

*В статье использованы учебные работы студентов Художественной школы на Татарской.


Источник

Оцените статью