Воскресная школа занятия поделки

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Формат: djvu

Количество страниц: 123

Качество: высокое

Размер файла: 2,3 Мб

Поделиться:

Добавить комментарий Отменить ответ

Храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Георгиевка

Ваша помощь сайту и приходу

П равославный просветительский сайт нашего прихода является некоммерческим проектом. Для развития, расширения и совершенствования нам требуется финансовая поддержка. Если Вы обладаете возможностью поддержать нас, молитвенно просим вас не оставаться в стороне. Любая сумма, которую Вы сможете перечислить крайне важна для нас.

Д ополнительные способы пожертвований и платёжные реквизиты Вы найдёте здесь .

Календарь — архив записей

Март 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев Апр »
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Великий Пост (подборка материалов сайта)

Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Вход Господень в Иерусалим (подборка материалов сайта)

Православный календарь

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского (ок. 68).

Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Прокесса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фармуфия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Свт. Каллиника Черникского (1868) (Румын.).

Сщмч. Николая Гаварина пресвитера (1938).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Евр., 333 зач. (от полу’), XII, 28 – XIII, 8.Ин., 39 зач., XI, 1–45.

На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.

Служба только по Триоди. На утрене после 17-й кафизмы – «Ангельский собор» (совершается каждение всего храма), малая ектения, седален Триоди дважды. «Воскресение Христово видевше». На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Славословие великое.

С этого дня «Честнейшую» не поется до понедельника Фоминой седмицы.

На литургии по входе: «Приидите, поклонимся. Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый. ». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся. ». Вместо «Достойно» – ирмос 9-й песни канона «Чистую славно почтим. ». Отпуст утрени и литургии: «Христос, Истинный Бог наш. » – с упоминанием имени св. прав. Лазаря.

С этого дня Минея не употребляется до понедельника Фоминой седмицы, кроме служб великих святых.

З дравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 23 апреля, Православная Церковь совершает память мученика Димитрия Вдовина.

Дмитрий родился 3 февраля 1883 года в Коломне в семье возчика Михаила Вдовина. Окончил Коломенское городское четырехклассное училище. С 1904 по 1906 год был на военной службе, где исполнял должность переписчика.

После возвращения в Коломну устроился продавцом в магазине, принадлежавшем его брату. В 1910 году он женился на Надежде Ивановне Архиповой, впоследствии у них родилось трое детей. В 1912 году Дмитрий Михайлович открыл посудную лавку в Коломне и занялся торговлей. В 1918 году устроился работать по найму в Коломенскую артель кондитеров. С 1919 по 1920 год служил в Красной Армии переписчиком в запасном батальоне Западного фронта. После демобилизации работал служащим в Коломенском уездном отделе здравоохранения.

С 1924 по 1927 год Дмитрий Михайлович занимался торговлей, а с 1928 по 1932-й – кустарным промыслом, изготовлением крестьянских сит и решет. До 1935 года он трудился на различных коломенских предприятиях, а затем устроился на работу в Озерский райпромкомбинат.

Преданный Церкви Христовой, Дмитрий Михайлович с 1922 по 1929 год был церковным старостой Коломенского Успенского кафедрального собора, а затем Троицкой церкви.

После того как в 1937 году руководство страны потребовало от сотрудников НКВД арестовать определенное число людей по каждому городу, району и области, руководство Коломенского НКВД энергично приступило к исполнению этого приказа. Тогда были арестованы все еще находившиеся на свободе священно- и церковнослужители Коломенского района, а также некоторые из мирян, и среди них 22 августа 1937 года – Дмитрий Михайлович Вдовин. В тот же день начались допросы. На допросах он свою вину в контрреволюционной деятельности не признал.

28 августа следователь провел очную ставку между Дмитрием Михайловичем и священником Стефаном Можаевым, который на допросах оговорил себя, Дмитрия Вдовина и многих священнослужителей. Во время очной ставки лжесвидетель повторил ранее данные показания о том, что якобы весной 1937 года завербовал Вдовина в состав контрреволюционной организации, но эту ложь Дмитрий Михайлович также не признал.

Через некоторое время его перевели в Таганскую тюрьму; 9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила Дмитрия Михайловича к десяти годам заключения в ИТЛ. Отбывать наказание он был отправлен в Бамлаг на станцию Известковая, поселок Кульдур Бирского района.

В лагерь Дмитрий Михайлович прибыл этапом 16 ноября 1937 года и сначала работал на лесоповале. В дальневосточном лагере здоровье Дмитрия Михайловича было окончательно подорвано. Он стал инвалидом – отказала левая нога. Известно, что лагерное начальство использовало его как человека грамотного в качестве экономиста.

Дмитрий Михайлович Вдовин умер 23 апреля 1942 года в Средне-Бельском исправительно-трудовом лагере от туберкулеза легких и погребен в безвестной могиле.

Д орогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

мчч. Терентия, Помпия (Публия), Африкана, Максима, Зинона, Александра, Феодора и иных тридцати трех (ок. 249–251);

мчч. Иакова, пресвитера, Азадана и Авдикия, диаконов, Персидских (ок. 380);

прмчч. многих священной обители Пантократора, в Дау Пендели (Аттика) пострадавших (ок. 1680);

сщмч. Григория V (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского (1821);

сщмч. Флегонта Понгильского, пресвитера (1938).

В сех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов) ,
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Икона дня

Преподобный Иа́ков Железноборовский

Дни памяти: 11 апреля, 5 мая (обретение мощей)

Преподобный Иаков Железноборовский

Скуд­ны и недо­ста­точ­ны све­де­ния о пре­по­доб­ном. До на­ше­го вре­ме­ни до­шли лишь из­ве­стия, что пре­по­доб­ный Иа­ков, мир­ское имя ко­то­ро­го не со­хра­ни­лось в ле­то­пи­сях (су­ще­ству­ет вер­сия, что он был кре­щен Иоан­ном), ро­дил­ся в XIV сто­ле­тии в бла­го­че­сти­вой и весь­ма до­ста­точ­ной се­мье га­лич­ских дво­рян Амо­со­вых. Глу­бо­кая и ис­крен­няя на­стро­ен­ность бла­го­че­сти­вых лю­дей то­го вре­ме­ни, к чис­лу ко­то­рых при­над­ле­жа­ли ро­ди­те­ли Иа­ко­ва, име­ла ре­ша­ю­щее вли­я­ние на весь его ду­хов­ный склад.

Еще в са­мых юных ле­тах от­рок об­на­ру­жил осо­бое стрем­ле­ние к бла­го­че­сти­вой жиз­ни. Как пи­шет А. Вос­кре­сен­ский, «остав­ляя свой­ствен­ные его воз­рас­ту иг­ры и за­ба­вы, он преж­де вся­ко­го уче­ния воз­го­ра­ет­ся лю­бо­вию к Бо­гу, ко­гда же, с до­сти­же­ни­ем школь­на­го воз­рас­та, изу­ча­ет гра­мо­ту, – пред ним от­ры­ва­ет­ся чуд­ный, до то­го вре­ме­ни неве­до­мый ему мир. Бла­го­че­сти­вый от­рок на­шел пи­щу для ума и чи­с­та­го серд­ца сво­е­го в жи­ти­ях свя­тых; они ин­те­ре­со­ва­ли, увле­ка­ли его. Здесь он ви­дел пол­ную прав­ду, здесь со­зер­цал вы­со­кий иде­аль­ный мир, к ко­то­ро­му так рвет­ся че­ло­ве­че­ское серд­це. Под их вли­я­ни­ем в от­ро­ке раз­ви­лось вы­со­кое ду­хов­ное на­стро­е­ние, ду­ша его все­це­ло бы­ла устрем­ле­на к гор­не­му небес­но­му оте­че­ству, он уже и те­перь яв­лял­ся как бы от­ре­шив­шим­ся от обы­ден­ной жиз­ни, бу­дучи юным по­движ­ни­ком».

Необыч­ный в юном от­ро­ке об­раз жиз­ни от­ча­сти тре­во­жил его доб­ро­де­тель­ных ро­ди­те­лей, не знав­ших, ка­кой из­бран­ный со­суд бла­го­дат­ный го­то­вит­ся ми­ру Бо­жию в нем. «Ча­до! – го­во­ри­ли они сы­ну, – для че­го ты так из­ну­ря­ешь се­бя в та­ких юных ле­тах?» Но юный в ле­тах, а опыт­ный в ду­хов­ной жиз­ни и муд­ро­сти от­рок крот­ко вы­слу­ши­вал за­ме­ча­ния сво­их ро­ди­те­лей и от­ве­чал им: «Ро­ди­те­ли мои! Непо­нят­ны мне сло­ва ва­ши. Мно­го я чи­тал Бо­же­ствен­ных книг, но ни­где не встре­чал то­го, чтобы ро­ди­те­ли же­ла­ли ху­до­го сво­им де­тям, а все­гда луч­ше­го. Что же мо­жет быть луч­ше для че­ло­ве­ка, как не по­лу­че­ние Цар­ства Небес­но­го? Кто доб­рою сво­ею жиз­нию уго­дил Бо­гу, и от­верг­шись ми­ра по­сле­до­вал Хри­сту, те и от Него по­лу­чи­ли на­сле­дие Цар­ства Небес­но­го, по­че­му и я стрем­люсь под­ра­жать их по­дви­гам». Удив­ля­лись ро­ди­те­ли муд­рым от­ве­там от­ро­ка и в кон­це кон­цов предо­ста­ви­ли ему воз­мож­ность ид­ти тем пу­тем, ко­то­рый он из­брал для се­бя сам.

Ли­шив­шись ра­но сво­их ро­ди­те­лей, по­сле ко­то­рых оста­лось зна­чи­тель­ное име­ние, Иа­ков без те­ни со­жа­ле­ния роз­дал его нуж­да­ю­щим­ся в бла­говре­мен­ной по­мо­щи. «Для него яс­на бы­ла цель его жиз­ни, дав­но им на­ме­чен­ная, к ко­то­рой он стре­мил­ся всем су­ще­ством сво­им. Цель эта бы­ла – ино­че­ство. Про­све­щен­ный жи­ти­я­ми свя­тых Бо­жих че­ло­ве­ков, увле­чен­ный вы­со­тою их жиз­ни – доб­ро­де­те­лей и по­дви­гов, он со­зна­вал, что, при­сту­пая к ра­бо­та­нию Гос­по­ду на этом по­при­ще, ему необ­хо­дим бла­го­на­деж­ный, муд­рый и мно­го­опыт­ный ру­ко­во­ди­тель-на­став­ник, ко­то­рый мог бы при­ве­сти его к две­рям Цар­ствия Бо­жия и вве­сти в огра­ду небес­ную.

И Гос­подь по­слал ему та­ко­го на­став­ни­ка. Как свет­лое лу­че­зар­ное све­ти­ло в то вре­мя си­ял сво­и­ми ве­ли­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми и оби­ли­ем жив­ших в нем чрез­вы­чай­ных да­ров бла­го­дат­ных ве­ли­кий ав­ва Cepгий, в де­брях Ра­до­неж­ских со­здав­ший свою оби­тель. Это бы­ла по­ис­ти­не шко­ла Хри­сто­ва, в ко­то­рой под ру­ко­вод­ством сво­е­го от­ца и на­став­ни­ка вос­пи­ты­вал­ся це­лый сонм чуд­ных по­движ­ни­ков, от­ре­шив­ших­ся от вся­ких зем­ных по­пе­че­ний и стре­мив­ших­ся к обо­га­ще­нию душ сво­их со­кро­ви­ща­ми невет­ша­ю­щи­ми, негиб­ле­мы­ми. К се­му-то ве­ли­ко­му от­цу ино­че­ству­ю­щих и при­шел оси­ро­тев­ший, доб­ро­воль­но ра­ди Хри­ста об­ни­щав­ший, пла­мен­но стре­мив­ший­ся к до­сти­же­нию со­вер­шен­ства ду­хов­на­го бла­го­го­вей­ный юно­ша, по­верг­ший­ся к сто­пам Бо­го­нос­на­го и мо­лив­ший о со­при­чис­ле­нии се­бя к его из­бран­но­му ста­ду».

Пре­да­ние го­во­рит нам, что, прой­дя под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го шко­лу ино­че­ско­го по­слу­ша­ния и с бла­го­сло­ве­ния ве­ли­ко­го ав­вы Сер­гия, Иа­ков уда­ля­ет­ся из его оби­те­ли для ве­де­ния мо­на­ше­ству­ю­щей жиз­ни в без­мол­вии. Вле­ко­мый по­нят­ной лю­бо­вью к род­но­му Га­ли­чу, про­дви­га­ясь глу­хи­ми ле­са­ми да­лее и да­лее к се­ве­ру, пре­по­доб­ный Иа­ков до­сти­га­ет, на­ко­нец, за­те­ряв­ше­го­ся в глу­бине мно­го­ве­ко­во­го лес­но­го бо­ра незна­чи­тель­но­го се­ле­ния Же­лез­ный Бо­рок в 40 вер­стах от Га­ли­ча, по­лу­чив­ше­го свое на­зва­ние от за­ле­жей же­лез­ной ру­ды, здесь на­хо­див­ших­ся, раз­ра­бот­кой ко­то­рой и за­ни­ма­лись мест­ные жи­те­ли.

«Утом­лен­ный пут­ник ре­ша­ет­ся от­дох­нуть вбли­зи него, вы­брав се­бе удоб­ное ме­сто на ле­вом бе­ре­гу лес­ной реч­ки Теб­зы, с тем, чтобы по­том про­дол­жать свой путь. Но не так су­дил Гос­подь. Ед­ва слад­кий сон сме­жил уста­лыя его очи, как яр­кое бли­ста­ние чуд­на­го небес­на­го све­та оза­ри­ло то ме­сто, где он ле­жал. Глу­бо­ко вни­ма­тель­ный ко все­му с ним слу­ча­ю­ще­му­ся в жиз­ни, пре­по­доб­ный с чув­ством глу­бо­ка­го бла­го­го­ве­ния ура­зу­мел в толь­ко что быв­шем ему ви­де­нии зна­ме­ние осо­бен­на­го бла­го­во­ле­ния Бо­жия к это­му ме­сту».

На ме­сте чуд­но­го ви­де­ния он во­дру­зил Крест Хри­стов и, ис­про­сив раз­ре­ше­ния у жи­те­лей бли­жай­ше­го се­ле­ния Бо­рок, соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми сру­бил и устро­ил се­бе ма­лую тес­ную кел­лию, в ко­то­рой и по­се­лил­ся для пу­стын­ных по­дви­гов. Од­но­му Бо­гу ве­до­мы его ду­хов­ные по­дви­ги, о ко­то­рых лишь от­ча­сти сви­де­тель­ству­ют со­хра­нив­ши­е­ся до на­ше­го вре­ме­ни его же­лез­ные вери­ги и тя­же­лый крест, ко­то­рые он воз­ла­гал на се­бя во из­не­мо­же­ние пло­ти и спа­се­ния ду­ха. Кро­ме то­го, па­мят­ни­ком его тяж­ких те­лес­ных тру­дов слу­жат су­ще­ству­ю­щие и в на­сто­я­щее вре­мя два до­воль­но боль­ших пру­да. До недав­не­го вре­ме­ни су­ще­ство­вал и ко­ло­дец, вы­ко­пан­ный его ру­ка­ми. На­хо­дя­ще­е­ся в 15 вер­стах от мо­на­сты­ря Свя­тое озе­ро так­же при­пи­сы­ва­ет­ся пре­да­ни­ем тру­дам пре­по­доб­но­го.

Но без­молв­ное жи­тие пре­по­доб­ного Иа­ко­ва ско­ро бы­ло на­ру­ше­но людь­ми, на­чав­ши­ми при­хо­дить в без­молв­ную пу­сты­ню по­движ­ни­ка, чтобы по­лу­чить его бла­го­сло­ве­ние и ис­про­сить его мо­литв о се­бе и сво­их близ­ких. Пре­по­доб­ный Иа­ков по­сле несколь­ких бес­плод­ных по­пы­ток оста­но­вить на­род­ное к нему стрем­ле­ние, ви­дя в со­вер­ша­ю­щих­ся со­бы­ти­ях во­лю Бо­жию, не дерз­нул пре­ре­кать ей и стал бес­пре­пят­ствен­но при­ни­мать к се­бе всех, ис­кав­ших его ду­хов­ной по­мо­щи. Та­ким об­ра­зом со­ста­ви­лось ма­лое ино­че­ское брат­ство, жив­шее в от­дель­ных ма­лых кел­ли­ях, бо­лее или ме­нее уда­лен­ных од­на от дру­гой. И толь­ко в из­вест­ное вре­мя пу­стын­но­жи­те­ли со­еди­ня­лись на об­ще­ствен­ную мо­лит­ву и на об­щие ра­бо­ты по­слу­ша­ния, со­сто­яв­шие, глав­ным об­ра­зом, в рас­чист­ке ле­са и при­спо­соб­ле­нии рас­чи­щен­ных мест для паш­ни.

Пре­по­доб­ный Иа­ков имел над этим ино­че­ским брат­ством ис­клю­чи­тель­ное вли­я­ние. Нрав­ствен­ное воз­дей­ствие его на сво­их спо­движ­ни­ков бы­ло ве­ли­ко и бла­го­твор­но: неда­ром же лю­ди остав­ля­ли до­ма и се­мей­ства свои, неда­ром ино­ки ухо­ди­ли из бла­го­устро­ен­ных мо­на­сты­рей в пу­сты­ню к мо­ло­до­му по­движ­ни­ку, бо­га­то­му ду­хов­ною ни­ще­тою и креп­кою ве­рою в Бо­га и его Про­мысл.

Пу­стын­ное брат­ство с каж­дым днем умно­жа­лось в ко­ли­че­стве. Не до­ста­ва­ло ему толь­ко хра­ма Бо­жия, чтобы быть на­сто­я­щей ино­че­ской оби­те­лью. То­гда преп. Иа­ков от­пра­вил­ся в Моск­ву, где око­ло 1390 го­да от мит­ро­по­ли­та Ки­при­а­на по­лу­чил чин иеро­мо­на­ха и гра­мо­ту на стро­и­тель­ство хра­ма.

И через ко­рот­кое вре­мя вы­рос­ла в до то­го вре­ме­ни глу­хой лес­ной ча­ще неболь­шая де­ре­вян­ная цер­ковь Рож­де­ства Свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня. Со­вер­шив это глав­ное и без­от­ла­га­тель­но необ­хо­ди­мое для сво­е­го юно­го брат­ства де­ло, пре­по­доб­ный учре­дил для бра­тии об­ще­жи­тие, за­по­ве­дуя им ни­че­го не на­зы­вать сво­им, но все иметь об­щим.

Ве­ли­кие по­дви­ги са­мо­умерщ­вле­ния, са­мо­про­из­воль­ной ни­ще­ты, чи­сто­та серд­ца, непре­стан­ная пла­мен­ная мо­лит­ва и воз­но­ше­ние ума и серд­ца к Бо­гу сде­ла­ли из пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва ве­ли­кий со­суд бла­го­да­ти. Ис­крен­ний и вер­ный раб сво­е­го вла­ды­ки Хри­ста, он удо­ста­и­ва­ет­ся от Него ве­ли­ких бла­го­дат­ных да­ров: си­лы и вла­сти над де­мо­на­ми, чуд­ной про­зор­ли­во­сти и да­ра чу­до­тво­ре­ний.

В 1415 го­ду, в пе­ри­од цар­ство­ва­ния ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча, сы­на свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Дмит­рия Дон­ско­го, пре­по­доб­ный Иа­ков по­се­тил Моск­ву, где узнал о том, что су­пру­га Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча ве­ли­кая кня­ги­ня Со­фия Ви­то­втов­на на­хо­ди­лась при смер­ти пе­ред ро­да­ми. Ве­ли­кий князь Мос­ков­ский про­сил пре­по­доб­но­го по­мо­лить­ся о здра­вии су­пру­ги. Иа­ков от­пу­стил по­слан­цев го­су­да­ря со сло­ва­ми: «Пусть мо­лит­ся Бо­гу и Пре­чи­стой Ма­те­ри Его, а о кня­гине пусть не скор­бит; бу­дет она здо­ро­ва и в ны­неш­ний же ве­чер ро­дит ему на­след­ни­ка».

Пред­ска­за­ние ис­пол­ни­лось, по­сле че­го при­зна­тель­ный ве­ли­кий князь щед­ро ода­рил оби­тель пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва вот­чи­на­ми, уго­дья­ми и раз­ны­ми вкла­да­ми, чем и обес­пе­чил даль­ней­шее ее су­ще­ство­ва­ние.

В 1420 г. вся Ко­стром­ская об­ласть под­верг­лась мо­ро­вой яз­ве и страш­но­му го­ло­ду. Смерт­ность бы­ла так ве­ли­ка, что ле­то­пис­цы опре­де­ля­ют ее крат­ким и ужа­са­ю­щим вы­ра­же­ни­ем: «по­ля оста­лись несжа­ты­ми», так как за­бо­тить­ся об этом бы­ло уже неко­му. В эту тя­же­лую го­ди­ну об­ще­ствен­но­го бед­ствия преп. Иа­ков ши­ро­ко от­крыл вра­та сво­ей оби­те­ли для всех бед­ству­ю­щих, устре­мив­ших­ся к нему не толь­ко из ближ­них, но из весь­ма от­да­лен­ных мест. И вся­кий при­хо­див­ший сю­да встре­чал со сто­ро­ны со­стра­да­тель­но­го по­движ­ни­ка и го­ря­чо участ­ли­вое к се­бе от­но­ше­ние, и так ему необ­хо­ди­мую в дан­ный мо­мент ве­ще­ствен­ную по­мощь. В том имен­но ве­ли­кая нрав­ствен­ная за­слу­га пре­по­доб­но­го, что в ми­ну­ту безыс­ход­ной бе­ды он сво­им сло­вом уте­ше­ния вли­вал на­деж­ду в ис­тер­зан­ные серд­ца близ­ких к от­ча­я­нию.

Вско­ре и са­мой Же­лез­но­бо­ров­ской оби­те­ли суж­де­но бы­ло ис­пить ча­шу бед­ствия. В 1429 г. ка­зан­ские та­та­ры, на­пав на Ко­стро­му, со­жгли ее, раз­гра­би­ли, пе­ре­би­ли мно­гих жи­те­лей и мно­гих несчаст­ных уве­ли в плен. Один из от­ря­дов про­ник и в глухую мест­ность, где рас­по­ло­же­на бы­ла оби­тель пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва. Сам пре­по­доб­ный и бра­тия уда­ли­лись вглубь лес­но­го бо­ра. Ко­гда опас­ность ми­но­ва­ла, и ино­ки воз­вра­ти­лись на преж­нее ме­сто, то вме­сто бла­го­устро­ен­ной оби­те­ли они уви­де­ли здесь кар­ти­ну пол­но­го раз­ру­ше­ния. Необ­хо­ди­мо бы­ло сно­ва со­зи­дать то, что неко­гда бы­ло сде­ла­но с ве­ли­ким тру­дом. И бес­при­ют­ные ино­ки под во­ди­тель­ством сво­е­го преп. пер­во­на­чаль­ни­ка немед­лен­но при­сту­пи­ли к вос­ста­нов­ле­нию со­жжен­ных вар­ва­ра­ми зда­ний.

Пер­вая по­ло­ви­на XV ве­ка омра­чи­лась для рус­ских лю­дей дли­тель­ной меж­до­усо­би­цей за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол. В 1425 го­ду скон­чал­ся Мос­ков­ский князь Ва­си­лий Дмит­ри­е­вич, на пре­стол всту­пил его сын Ва­си­лий Ва­си­лье­вич (Ва­си­лий II Тем­ный), рож­де­ние ко­то­ро­го бы­ло в свое вре­мя пред­ска­за­но пре­по­доб­ным. Свя­ти­тель Мос­ков­ский Фо­тий под­дер­жи­вал но­во­го ве­ли­ко­го кня­зя, же­лая упро­чить и но­вую фор­му пре­сто­ло­на­сле­дия – не от стар­ше­го бра­та к млад­ше­му, а от от­ца к сы­ну. Брат же по­кой­но­го Ва­си­лия Дмит­ри­е­ви­ча, Га­лич­ский князь Юрий Ше­мя­ка, пре­тен­до­вав­ший на ве­ли­кое кня­же­ние по ста­ро­му спо­со­бу пре­сто­ло­на­сле­дия, вме­сте со сво­и­ми сы­но­вья­ми на­чал борь­бу за мос­ков­ское кня­же­ние. По­сколь­ку до­ро­га из Моск­вы в Га­лич про­ле­га­ла через Бо­рок, оби­тель пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва ока­за­лась в гу­ще со­бы­тий этой усо­би­цы.

В 1433 го­ду Юрий Ше­мя­ка, на­ру­шив за­клю­чен­ный с ве­ли­ким кня­зем клят­вен­ный мир, за­хва­тил Моск­ву. Ва­си­лий Ва­си­лье­вич бе­жал в Ко­стро­му. Пре­бы­вая в Ко­стром­ских пре­де­лах, ве­ли­кий князь Ва­си­лий неод­но­крат­но по­се­щал Же­лез­но­бо­ров­скую оби­тель, на­хо­дя для се­бя в бе­се­дах с пре­по­доб­ным Иа­ко­вом уте­ше­ние и ду­шев­ную поль­зу. В од­но из по­се­ще­ний ве­ли­кий князь от­дал пре­по­доб­но­му свою коль­чу­гу. Сни­мая ее с се­бя, он тем по­ка­зал, что уже не на свои си­лы по­ла­га­ет­ся, а на по­мощь свы­ше по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го.

Неза­дол­го до кон­чи­ны пре­по­доб­ный Иа­ков при­нял сан игу­ме­на Же­лез­но­бо­ров­ско­го мо­на­сты­ря, пред­по­ло­жи­тель­но, от свя­то­го мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ио­ны. По од­ной вер­сии, по­сле мно­гих лет сов­мест­ных по­дви­гов ино­ки про­си­ли пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва быть их игу­ме­ном. Он сми­рен­но по­ко­рил­ся их прось­бе и, бу­дучи уже в пре­клон­ных ле­тах, по­ехал в Моск­ву, где был об­ле­чен свя­щен­ным са­ном. Вско­ре по­сле воз­вра­ще­ния он по­чил 11 ап­ре­ля 1442 го­да.

Дру­гая вер­сия да­той смер­ти пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва на­зы­ва­ет 1451 год. Свя­ти­тель Иона, же­лая пре­кра­тить меж­до­усо­би­цу, в со­про­вож­де­нии со­бо­ра свя­ти­те­лей и це­ло­го вой­ска в 1448 г. хо­дил в Га­лич для уве­ща­ния пре­ступ­но­го Ше­мя­ки. По пу­ти он по­се­щал Же­лез­но­бо­ров­ский мо­на­стырь и, со­глас­но этой вер­сии, по­свя­тил пре­по­доб­но­го в игу­мен­ский сан.

Да­та смер­ти 11 ап­ре­ля 1442 г. счи­та­ет­ся сей­час наи­бо­лее ве­ро­ят­ной и ука­за­на в боль­шин­стве ис­точ­ни­ков о жиз­ни свя­то­го Иа­ко­ва и в цер­ков­ном ка­лен­да­ре.

Впав в пред­смерт­ную бо­лезнь и чув­ствуя бли­зость кон­чи­ны, пре­по­доб­ный Иа­ков на­зна­чил бра­тии игу­ме­ном од­но­го из сво­их уче­ни­ков – До­си­фея.

С уми­ле­ни­ем бра­тия слу­ша­ла по­след­ние по­учи­тель­ные сло­ва сво­е­го на­став­ни­ка и, при­пав­ши к нему, со сле­за­ми про­си­ла у него про­ще­ния и все­гдаш­не­го по­кро­ви­тель­ства сво­ей оби­те­ли. «Хо­тя и раз­лу­ча­ешь­ся с на­ми те­лом, будь бли­зок к нам ду­хом», – го­во­ри­ли ино­ки. «Бог не оста­вит вас, де­ти мои, и ме­сто сие, – от­ве­чал пре­по­доб­ный и, вздох­нув, про­дол­жил: – Де­ти мои! Вхо­ди­те в жи­вот уз­ким пу­тем и при­скорб­ным, а про­стран­ный путь вво­дит в по­ги­бель».

При­об­щив­шись Свя­тых Та­ин и пре­по­дав бра­тии бла­го­сло­ве­ние, свя­той пре­дал свою ду­шу Бо­гу. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. На гроб­ни­цу пре­по­доб­но­го по­ло­жи­ли его ка­мен­ный крест и вери­ги – сви­де­тель­ство мо­лит­вен­ных по­дви­гов.

Спу­стя 156 лет по кон­чине пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва сми­рен­ный Же­лез­но­бо­ров­ский игу­мен Иосиф со­би­ра­ет су­ще­ство­вав­шие крат­кие за­пи­си и уст­ные пре­да­ния и да­ет ве­ру­ю­щим свой доб­ро­со­вест­ный труд, но­ся­щий на се­бе пе­чать яс­ной до­сто­вер­но­сти и чуж­дый при­ме­си фан­та­сти­че­ских при­крас. С тех пор жи­тие пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва, пи­са­ное Иоси­фом, на­сто­я­тель­ство­вав­шим здесь в 1598–99 го­дах, сде­ла­лось на­столь­ною кни­гой для по­чи­та­те­лей свя­щен­ной па­мя­ти пре­по­доб­но­го, хо­тя все­на­род­ная ве­ра в него по­лу­чи­ла непре­ре­ка­е­мое под­твер­жде­ние го­раз­до позд­нее, а имен­но, 5 мая 1613 го­да, ко­гда бы­ли от­кры­ва­е­мы и сви­де­тель­ству­е­мы нетлен­ные мо­щи угод­ни­ка Хри­сто­ва.

Тропарь преподобному Иакову Железноборовскому

Небе́снаго жела́я,/ земна́я возненави́дел еси́/ и, взем крест свой, после́довал еси́ Христу́/ и от Него́ прие́м дарова́ния чуде́с,/ исцеля́ти неду́жныя;/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ испроси́ правосла́вным христиа́ном здра́вие и спасе́ние,/ на враги́ же побе́ду/ и не забу́ди, посеща́я чад свои́х,/ припа́дающих к цельбоно́сному гро́бу твоему́,// Иа́кове, преподо́бне о́тче наш.

Перевод: Желая Небесного, ты отвратился от всего земного и, взяв крест свой, последовал за Христом и от Него принял дар чудотворений, исцеления больных. Но, как имеющий право обращаться ко Святой Троице, испроси для православных христиан здоровье и спасение, победу над врагами и не оставь детей своих, обращая внимание на всех, припадающих к подающему исцеления гробу твоему, Иаков, преподобный отче наш.

Кондак преподобному Иакову Железноборовскому

Серде́чная о́чи, досточу́дне, ко Го́споду впери́в/ и теле́сныя стра́сти из ко́рене исторга́я,/ неболе́зненную жизнь в боле́знех восприя́л еси́, преподо́бне,/ боле́знем же лю́тым дае́ши исцеле́ние прося́щим с ве́рою у тебе́,/ те́мже мо́лим тя, досточу́дне,/ исцели́ на́ша боле́зни душе́вныя и теле́сныя, да зове́м ти:// ра́дуйся, Иа́кове Богому́дре, о́тче наш.

Перевод: Очи сердечные, достойный удивления, устремив ко Господу и с корнем исторгая телесные страсти ты провел безболезненную жизнь в болезнях, преподобный, просящим у тебя с верой даешь исцеление мучительных болезней, потому молим тебя, достойный удивления, исцели наши болезни душевные и телесные, да взываем к тебе: «Радуйся, Иаков, умудренный Богом, отче наш».

Молитва преподобному Иакову Железноборовскому

О, преподо́бне и Богому́дре о́тче наш Иа́кове! Ве́мы, я́ко с ли́ки А́нгельскими и все́ми святы́ми предстои́ши при́сно Престо́лу Го́спода Вседержи́теля и ве́лие и́маши к Нему́ дерзнове́ние моли́тися о всех, с ве́рою и умиле́нными слеза́ми в по́мощь тя призыва́ющих. Не премолчи́ у́бо, вопия́ за ны, недосто́йныя, ко Го́споду Бо́гу, да отврати́т гнев Свой, пра́ведно за беззако́ния на́ша на ны дви́жимый, и да изба́вимся от вся́ких скорбе́й, бед же и напа́стей и злых обстоя́ний и благоче́стно поживе́м в ны́нешнем ве́це, ходя́ще в за́поведех и оправда́ниих Госпо́дних непоро́чно. О, преблаже́нне и боголюбе́зне о́тче наш Иа́кове! Умоли́ Го́спода, да не оскуде́ют в стране́ на́шей и́стинные ревни́тели и́ноческаго жития́ и подража́тели свято́му и богоуго́дному житию́ твоему́; сохрани́ предста́тельством твои́м к Бо́гу страну́ на́шу от огня́, гла́да, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и от вся́каго зла и всем с ве́рою и любо́вию притека́ющим к тебе́ испроси́ у Го́спода Бо́га грехо́в проще́ние, телесе́м здра́вие, исправле́ние грехо́внаго жития́ и ве́чное спасе́ние, да с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́бимся прославля́ти в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

З дравствуйте, дорогие братья и сестры! Великий пост оканчивается воспоминанием воскрешения праведного Лазаря – еще одного события, напрямую связанного с грядущими страданиями Спасителя.

Е сть в Евангелиях вопросы, на которые однозначно ответить невозможно, но всегда остается свобода мыслить и рассуждать над текстом. Одним из самых сложных в Священном Писании является событие воскрешения Лазаря. Так как о нем не повествуют другие евангелисты, для многих исследователей и читателей встает вопрос: а произошло ли воскрешение Лазаря на самом деле или же это поэтический символизм Евангелия от Иоанна?

О бъяснений не так много, но большинство из них не поддаются логике.

М итрополит Филарет (Вознесенский), третий первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, рассуждая о данном вопросе, напоминает, что книжники и фарисеи были озлоблены на воскрешенного Лазаря и желали его убить. И предполагает, что когда Матфей, Марк и Лука писали свои Евангелия, Лазарь был еще жив (был епископом на острове Крит). И поэтому, оберегая его, евангелисты не упомянули о воскрешении. А евангелист Иоанн писал свое Евангелие позднее других, когда Лазарь уже отошел из этой жизни.

В озможно, это самое простое объяснение кому-то придется по душе. Но мне бы хотелось поделиться с вами, дорогие братья и сестры, выдержками из трудов выдающегося библеиста и переводчика книг Нового Завета епископа Кассиана (Безобразова), уроженца Санкт-Петербурга, окончившего свою жизнь в Париже в 1965 году, доцента кафедры Нового Завета Свято-Сергиевского университета в Париже, почетного доктора Фессалоникийского университета, возглавлявшего Заподноевропейский экзархат русских приходов Константинопольской Православной Церкви.

В своей статье о воскрешении Лазаря и Воскресении Христовом владыка Кассиан стремится дать развернутый ответ на вопрос о реальности события в Вифании. Основным аргументом он делает утверждение о важности символизма в Евангелии апостола Иоанна.

Н е стоит разделять исторический факт и символизм. Безусловно, Иоанн не задавался историческими целями. Но об исторической точности, как мы ее понимаем, не заботились и синоптики, в том числе и Лука. Главной задачей каждого евангелиста было стремление приблизиться к тайне Боговоплощения Христа и пришествия Царства Божия уже в этом мире. Отсюда и возникают видимые противоречия в Евангелиях, но они не дают нам возможности говорить о реальном, историческом отсутствии тех или иных событий.

С иноптик – значит «наблюдатель». Синоптическими Евангелия от Матфея, Марка и Луки называются по причине того, что авторам важным было описательное повествование, без символических указаний на события в земной жизни Спасителя (в отличие от евангелиста Иоанна).

Т о, что синоптики не описывают событие воскрешения Лазаря, говорит лишь об одном – Благовестие Христово они раскрывали с другой стороны.

А постол Иоанн выстраивает свое Евангелие на символах, раскрывая в них суть событий из жизни Спасителя и Его слов. В повествовании Иоанн делает акценты, обособляя определенные темы.

К примеру, чудо насыщения пяти тысяч, вызывающее в памяти народа ветхозаветную манну в пустыне. Это событие стало исходной точкой для поучения Христова о хлебе жизни, сшедшем с небес, в котором раскрывается сущность христианской Евхаристии. Или, к примеру, в последний день праздника кущей Христос говорит о потоках воды живой, и евангелист толкует эти слова как обетование Святого Духа. Даже в этих двух примерах мы видим, как важен для Иоанна символизм, но никто не отрицает реальности события насыщения и реальности слов Христа в день праздника.

И тут мы, дорогие братья и сестры, подходим к вопросу о том, почему Иоанну так важно было, в отличие от других евангелистов, описать событие воскрешения Лазаря.

В глазах Иоанна воскрешение Лазаря действительно имело место как непреложный факт евангельской истории. Факт с явным символическим смыслом.

У знав о болезни Лазаря, а затем о его смерти, Господь говорит ученикам: радуюсь за вас, что Меня там не было, дабы вы уверовали (Ин. 11, 15). Господь, при всей Своей любви к Лазарю, явно попускает его смерть. Он идет разбудить его. Цель воскрешения – вера учеников. Но суть значения веры раскрывается Иоанном в диалоге с Марфою, сестрой Лазаря.

Г осподи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог (Ин. 11, 21–22). Марфа надеется на чудо, но не решается прямо просить о нем. И Господь ей отвечает: Воскреснет брат твой (Ин. 11, 23).

Н о Марфа не смеет понять эти слова буквально: Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день (Ин. 11, 24). В ее словах, как и в словах учеников, – есть вера.

И тем не менее у гроба Лазаря, когда она предупреждает Господа о неизбежности наступившего разложения, Господь вновь призывает ее к вере. Почему? Здесь ударение на силе веры. Кто действительно верует во Иисуса, для того нет разницы между смертью и сном. К этой всепобеждающей вере призывает Господь. Это – и вера евангелиста. В укреплении веры нуждается не только Марфа, нуждаются ученики.

В се событие будет напоминать грядущее погребение и Воскресение Христово. Ученики, как и Марфа, будут опечалены смертью. Они, как и Марфа, не проявят силы своей веры. Смерть вновь окажется только сном. Иисус вновь явит Себя как Сын Божий – как источник жизни и спасения.

Б ольше того. Когда Мария поспешала на зов Учителя, пришедшие к сестрам иудеи думали, что она пошла плакать у гроба. И в радостный день Воскресения другая Мария стояла у гроба и плакала (Ин. 20, 11). Камнем закрыт вход в могильную пещеру друга и в могильную пещеру Учителя. И когда Господь воззвал Лазаря, то вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком (Ин. 11, 44). В гробе Учителя Петр тоже увидел пелены лежащие и плат, который был на главе Его (Ин. 20, 6–7).

Э ти совпадения не могут быть случайными. Именно к ним и ведет Иоанн, делая важный акцент на том, что оставили за повествованием другие евангелисты.

В ера является важным аспектом воскрешения Лазаря. Мы можем верить в воскресение мертвых, можем верить Христу, но настолько ли сильна наша вера, чтобы верить в реальное присутствие Сына Божия в нашей жизни? Осознавать Его Промысл? Что Он является источником нашей жизни и началом нашего спасения?

И менно к этому подводит нас евангелист Иоанн, повествуя о событиях в Вифании, укрепляя силу нашей веры.

П омогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Встреча с Богом: Слово на Сретение Господне

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

М ного встреч происходит у человека в жизни. Он встречает свою любовь, хороших друзей. И всякая встреча меняет его жизнь и наполняет ее новым смыслом. Но самая главная встреча, которая должна произойти, – это встреча с Богом.

Скачать
( MP3 файл . Продолжительность 4:08 мин . Размер 2 Mb )

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе «Подготовка ко Крещению» сайта » Воскресная школа: on-line курсы » протоиерея Андрея Федосова, руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

Приложения:

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Жития святых на январь
Жития святых на февраль
Жития святых на март
Жития святых на апрель
Жития святых на май
Жития святых на июнь
Жития святых на июль
Жития святых на август
Жития святых на сентябрь
Жития святых на октябрь
Жития святых на ноябрь
Жития святых на декабрь

Источник

Читайте также:  Поделка рыбаки для деда
Оцените статью