Все для живописи акварелью

Инструменты и материалы акварельной живописи

В процессе изучения живописи мы будем пользоваться акварельными красками. Свое название они получили от латинского слова «aqua» — вода. От других живописных техник акварель отличается прозрачностью красочного слоя, способностью пропускать свет. Поэтому акварельная живопись – это живопись разведенными на воде прозрачными красками. Акварель обладает широкими возможностями в передаче тончайших тонально-цветовых оттенков натуры, пространственности планов, трепетности воздушной среды, состояния освещенности и т.п. По сравнению с другими живописными техниками диапазон тональных возможностей акварели несколько меньше. Поэтому в целом этюд может быть решен в более светлом общем тоне, чем выглядит в натуре.

Подвижность акварельных красок, подверженность основы (бумаги) повреждениям, ограниченные возможности для исправления ошибок без ущерба для качества работы обязывают внимательно относиться как к работе красками, так и к подготовительному рисунку под акварельную живопись. Вот почему для этюдов длительного характера вначале выполняется хорошо проработанный рисунок на отдельном листе бумаги, который затем переводят на чистый лист бумаги. Наклеив лист на планшет, легкими линиями уточняют рисунок.

Краски. Акварельные краски выпускаются нескольких видов – твердые в плитках; полумягкие в фарфоровых или пластмассовых чашечках; мягкие в тюбиках. Для освоения этой живописной техники пригодны последние два вида красок.

Все акварельные краски изготавливаются из цветных порошкообразных пигментов и связующих веществ. Красочный пигмент бывает растительного, животного, искусственного (химического) происхождения или вырабатывается из различных видов глины. Последние, так называемые земляне краски, наиболее прочны, светостойки. Краски, приготовленные химическим путем, менее стойки к воздействию света, они быстро выгорают, разрушаются. Светостойкость красок обозначается на этикетках тюбиков звездочками. Чем больше звездочек, тем устойчивее краска.

Читайте также:  Натюрморты с цветами гуашью для начинающих

По своей структуре красочные пигменты бывают мелкозернистые и крупнозернистые. Мелкозернистые пигменты растворяются лучше, крупнозернистые – хуже. Хорошо растворимые краски более прозрачны, равномерно ложатся и впитываются в бумагу. Если работа ведется длительное время, в первую очередь прокладываются прозрачные мелкозернистые краски, а корпусные, кроющие – на заключительной стадии.

В живописи акварелью яркие, насыщенные, светлые и прозрачные цветовые оттенки всегда можно приглушить наложением красок. Добиться же яркости, прозрачности, сочности цвета после того, как белизна бумаги забита грязными, глухими смесями, практически невозможно.

Бумага. Лучшим основанием для акварели служат различные сорта ватманской бумаги. Из отечественных сортов хороша бумага ватман с фабричной маркой (водяным знаком) Гознак. Она имеет хорошо выраженную фактурность. Меньше, чем другие, подвержена пожелтению, достаточно эластична и долговечна. На такую бумагу краска ложится ровно, сохраняет чистоту и яркость звучания цвета.

Фактурность большинства сортов бумаги выражена с одной стороны листа больше, чем с другой. Поверхность листа с более ярко выраженной фактурой, зернистостью называется рабочей, лицевой. «Сочный» мазок краски, положенный на такую поверхность, стекая с бугорков, несколько светлеет на них, а накапливаясь во впадинах» (порах) зернистой бумаги, темнеет. Когда используется так называемая сухая кладка мазка, на кисть набирается незначительное количество красочной смеси и мазок ложится на неувлажненную поверхность бумаги, краска задерживается в основном на выпуклости бугорков, оставляя во впадинах белые пятна. В результате свет, падая под тем или иным углом к поверхности бумаги, создает дополнительную игру цветовых оттенков, позволяет как бы «дышать» цвету.

Бумагу лучше хранить, положив лист на лист, в закрытых папках или в кассетницах типа большого этюдника. Перед началом работы поверхность бумаги следует увлажнить водой при помощи губки. Лист накладывается на планшет, движением ладоней от центра планшета выравнивается и сгибается по краям планшета под прямым углом. Затем загнутые края с внутренней стороны корытца равномерно смазываются клеем ПВА. Бумагу накладывают на планшет и приклеивают к его торцевым сторонам.

Чтобы бумага имела ровную поверхность и не коробилась во время работы, можно пользоваться также стиратором. Он состоит из планшета и охватывающей рамки. Увлажненная бумага накладывается на планшет и закрепляется охватывающей рамкой. Для зарисовок и этюдов небольшого раз мера бум ага помещается между листами плотного картона и скрепляется двумя петлями из бельевой резинки. При работе верхний картон снимается, бум ага и нижний картон фиксируются резинками по краям планшета. Для работ этюдного характера, набросков, зарисовок удобны и так называемые папки для художников.

Палитра. Палитра для живописи акварелью обязательно должна иметь чистый белый тон. Подбирая на палитре нужный цвет, рисующий соотносит его с тем, как он будет звучать на белой поверхности бумаги.

Палитра для акварели

В качестве палитры можно использовать белые облицовочные керамические плитки, покрытые белой эмалью, пластмассовые палитры, имеющиеся в некоторых наборах акварельных красок. Поверхность палитры должна быть гладкой, твердой, чтобы краска не впитывалась в нее. Палитрой может служить тонкое стекло с подложенным под него белым листом бумаги или выкрашенное белой краской с обратной стороны.

Если используется акварель из тюбиков, краски на палитре надо располагать в определенной последовательности. Порядок на палитре и привычка к нему облегчают работу акварелиста – вырабатывается необходимая быстрота владения кистью, красками.

Кисти. Для работы акварелью лучшими являются кисти из волоса колонка, хорька, белки. Они обладают относительной мягкостью и эластичностью и в то же время прочны, упруги, не мнутся при работе.

Кисти для акварели

Хорошей кистью для акарели считается та, волоски которой, если их смочить водой и встряхнуть вниз, обираються вместе в конусообразную по форме массу с острым кончиком.

Большие кисти необходимы при выполнении большеформатных работ, оперативних заливок больших плоскостей. Средние кисти хороши для небольших этюдов, работ ученого характера, корда живописный процесс ведется длительно, методом постепенного мнослойного наложения красочного слоя. Мелкие кисти чаще всего применяются в живописи при проработке деталей, заполнении небольших плоскостей. Безусловно, имея опит работы акварелью, все э то можно выполнить и большой кистью.

После окончания работы кисти надо обязательно промыть с мылом теплой или проточной водой, слегка встряхнуть и завернуть в бумажную обертку, а затем уложить в коробку. Просохшая кисть имеет форму конуса, без расходящихся в стороны волосков. Нельзя после работы оставлять кисть в банке с водой концом вниз.

Источник

Акварель для начинающих

Содержание

​Акварель по праву считается одной из самых сложных техник рисования. Недаром говорят, что она ошибок не прощает. Тем не менее научиться рисовать этими красками все же стоит. Терпение, время, много листов акварельной бумаги – и великолепный результат превзойдет все ожидания. А после прочтения нашей статьи у вас точно всё получится!

История акварели

​Как и бумагу, акварельные краски подарил миру Древний Китай. Их использовали для раскрашивания черно-белых набросков. Первыми возможности акварели оценили художники Возрождения – превосходными акварелистами были Альбрехт Дюрер и Лоррейнван Дейк. До этого подобный эффект полупрозрачности и плавных переходов можно было получить только на фресках, написанных на сырой штукатурке. На фото вы видите зайца Альбрехта Дюрера.

​Тем не менее, большую популярность акварель получила только в середине 18 века, когда в моду вошла портретная миниатюра. Этот жанр активно осваивали практически все те, кто интересовался рисованием. С этого момента и можно сказать, что акварельная живопись стала самостоятельным направлением в искусстве.

Что нужно, чтобы начать рисовать?

Акварель – сложная в освоении техника. Немаловажную роль на первых порах играет правильный выбор инструментов. Рассказываем, как их выбрать.

Виды акварели

Акварельные краски состоят из водорастворимого клея и пигмента. В основном в профессиональных красках в качестве клея используют гуммиарабик, в любительских и детских – декстрин, вишневый клей, патоку.

Твердая акварель выпускается в виде кирпичиков, помещенных в отдельные кюветы. Это хороший вариант для начинающих художников.

Мягкая акварель расфасована в небольшие тюбики. Она отличается экономичным расходом и насыщенным цветом. Ею пользуются для крупноформатных работ. Перед рисованием каждый цвет выдавливают в пустую кювету или на палитру.

Жидкая акварель. Строго говоря, это не совсем акварель, так как в ее составе не пигменты, а красители. Тем не менее, эта краска обладает всеми качествами твердой акварели. В основном ею рисуют скетчи.

Детская акварель имеет в качестве клеевого основания патоку или кукурузный клей, поэтому ее часто называют медовой. Пигменты имеют низкое качество, поэтому краска подходит только для того, чтобы быстро нарисовать набросок.

Если вы настроены серьезно, то лучше потратиться на небольшой набор профессионального уровня, состоящий из 12 цветов, потому что:

  1. С качественными красками легче работать, а значит, и результат будет радовать.
  2. Они дают чистые цвета, ложатся без комочков, хорошо смешиваются.
  3. Отличаются высокой пигментацией и приличной светостойкостью.
  4. В наборе есть все основные цвета, которые могут потребоваться для работы в разных жанрах: от натюрморта до портрета.

Кисти

Это очень важный инструмент, который определяет не только качество готовой работы, но и комфортность процесса ее создания. На каждом этапе требуется своя кисть.

Заливки и мокрая техника предполагают использование большого объема воды. Лучше всего впитывают и отдают краску с водой мягкие кисти с натуральным ворсом пони, белки или козы. Форма и размер принципиального значения не имеют.

Работа с задним планом является основной в любом рисунке. Это может быть листва, море, горы, здания и т. д. Здесь отлично подойдут кисти с небольшой длиной ворса. Лучше всего использовать колонковые и синтетические кисти.

Для мелких деталей и завершающих штрихов советуем применять кисти-лайнеры известного производства. Вообще на тонких кистях лучше не экономить, иначе высок риск испортить всю работу.

Бумага

Правильная бумага иногда важнее, чем сами краски. Для акварели подходит только специальная бумага, на обычной рисунок превратится в грязное пятно. Но и тут есть свои нюансы.

Многое зависит от фактуры, особенностей поверхности, бумаги и способа ее производства.

Сатин (маркировка Satin, HP) – это бумага горячего прессования, имеющая очень гладкую или мелкозернистую поверхность. Это идеальный выбор для иллюстраций, быстрых зарисовок-скетчей, работы с лайнерами. На ней хорошо рисовать сюжеты, где много деталей.

Фин (маркировка Fin, CP) – бумагу получают путем холодного прессования, и она имеет среднюю зернистость. Подходит для всех акварельных техник без исключения.

Торшон (маркировка Torchon) – это крупнозернистая бумага, отличная основа для работ, где нужно подчеркнуть фактуру. Благодаря «незакрашенным» участкам можно добиться интересного художественного эффекта. Но подробной детализацией придется пожертвовать.

Акварельную бумагу изготавливают из целлюлозы или хлопка (содержание волокон варьируется от 25% до 100%). Что лучше?

  • Хлопковая бумага дольше удерживает влагу, поэтому идеально подходит для «сырых» техник, лессировки и заливок. Минус: высокая цена.
  • Целлюлозная бумага прекрасно сохраняет цвет, но рисовать на ней чуточку сложнее, чем на хлопковой. Но зато это бюджетный вариант, поэтому для новичка, у которого точно уйдет гора бумаги, он в самый раз.

Что касается плотности, то наиболее оптимальным вариантом считается значение 300 г/кв. м2. На такую бумагу краска будет ложиться, не растекаясь и не промачивая лист насквозь.

Техники рисования

Итак, теперь, когда все инструменты и материалы подготовлены, пора приступать к изучению основных акварельных техник.

Работа плоской кистью

Лучше всего прикрепить лист бумаги к наклоненному мольберту, это нужно, чтобы краска свободно перетекала из верхнего слоя в нижний и заливка получилась одинаковой по всему фрагменту.

  1. Нарисуйте твердым карандашом контуры рисунка.
  2. Наберите краску кистью и закрашивайте рисунок, идя от одного контура к другому. Начинайте с верха и спускайтесь слой за слоем. Линии должны быть ровными и прямыми.

  • Старайтесь немного перекрывать предыдущий слой.
  • Завершив последнюю линию, промойте кисть, отожмите и подберите ею оставшиеся на бумаге сгустки краски.
  • Работу можно оставить сохнуть под углом, и тогда на ней появятся оригинальные эффекты.

    Сухая кисть

    Суть техники в том, что на сухую бумагу наносится больше красящего пигмента, чем воды. Обычно таким образом рисуют на бумаге с выраженной фактурой – фин или торшон. Техника прекрасно передает структуры различных материалов, например, древесины или ткани.

    1. Наберите кистью краску и слегка отожмите бумажной салфеткой.
    2. Проведите боковой стороной кисти по бумаге. Дайте подсохнуть и повторите.
    3. Старайтесь прикасаться к листу слегка.

    Для этой техники лучше всего подходят круглые кисти с небольшим кончиком.

    Мокрая техника

    Этот способ применяют, когда нужно создать мягкие плавные переходы между цветами. Для этого лист бумаги предварительно обильно смачивают чистой водой.

    1. Подождите, пока пропадет влажный блеск бумаги. Излишки воды можно убрать ватой или губкой.
    2. Начинайте рисовать. Используйте только чистые цвета и делайте как можно более точные мазки.

  • Если вы хотите добиться большей прозрачности, то поверх краски можно нанести еще один слой воды.
  • Переходя к новому цвету, обязательно дождитесь, пока не пропадет влажный блеск предыдущего цвета.
  • Если нужно добавить деталей на передний план, то сначала просушите акварель в течение двух-трех часов.
  • Мокрая техника придает работе воздушность, контуры получаются нечеткими, а переходы – очень плавными. В процессе высыхании рисунок может измениться.

    Комбинированная техника

    Художники нередко соединяют мокрую и сухую техники, например, в одной выполняется фон, а в другой – передний план. Происходит это следующим образом.

    1. Бумагу смачивают не полностью, а только там, где необходимо.
    2. Прорабатывают отдельные фрагменты в мокрой технике.

  • Просушивают и работают в сухой технике, выкладывая слои краски последовательно.
  • Добавляют детали, где они нужны.
  • Внимательно следите, чтобы вода не попала на те участки листа, которые должны остаться сухими. Вовремя удаляйте излишки влаги губкой или салфеткой.

    Лессировка

    Это многослойная техника, когда краска наносится прозрачными слоями, от самых светлых оттенков к самым темным, поэтому она позволяет создавать реалистичные работы. Прелесть лессировки в том, что вы можете спокойно трудиться над работой столько времени, сколько требуется.

    1. Чтобы в разных слоях краски не смешивались, обязательно просушивайте нижний слой светлых мазков перед нанесением поверх него более темной краски.
    2. Мазки должны быть аккуратными, а граница между ними – хорошо заметной.
    3. Обычно в данной технике рисуют отжатой (сухой), полувлажной или мокрой кистью из волоса колонка или белки.

    В итоге у вас получится работа с мягкими, практически воздушными планами и большим количеством деталей.

    Самое главное в акварели – это не бояться и не сдаваться. Конечно, будет много неудач и смятых листов бумаги, но постепенно вы обязательно научитесь. Например, отлично помогают базовые упражнения из этого видео:

    Приемы в акварели для начинающих

    • Мазки могут самыми разными. Художники рекомендуют: смело экспериментируйте с ними. Ставьте кисточкой точки, рисуйте линии, делайте их сплошными и прерывистыми. Ищите свою манеру письма.
    • Смешивать цвета можно на палитре или на отдельном листе акварельной бумаги. Не бойтесь смелых сочетаний, но не забывайте заглядывать в специальные таблицы смешивания цветов и пользоваться цветовым кругом.

  • Заливка – это покрытие больших фрагментов работы одним цветом, удобнее всего делать её плоской кистью.
  • Для создания общего тона используйте отмывку. Краска наносится не более чем в три слоя, каждому из них нужно дать просохнуть, чтобы спокойно прописать тени и детали.
  • Градиент подразумевает очень плавный переход мазков из одного темного в другой более светлый.

  • Вытягивание краски выполняют так: чистой сухой кистью собирают на листе излишки краски и делают мазок. Он получается на тон-полтора светлее остальных.
  • Белый цвет в акварели делают очень просто: не закрашивают нужный фрагмент бумаги, оставляя его белым. Это называется резерважем.

    Выходить за контуры или нет?

    Как правило, перед рисованием контуры набрасывают карандашом. Делайте это легкими движениями, стараясь, чтобы линии получились едва заметными. После нанесения краски их вы уже не сможете стереть. Закрашивая контуры, можно слегка за них выходить, чтобы красочный слой их закрыл. Но лучше всего научиться создавать изображение вообще без контурных линий.

    Как исправить кляксу?

    Посадили пятно? Ничего страшного. Сбрызните его из пульверизатора чистой водой и промокните бумажным полотенцем. Повторяйте, пока не уберете кляксу полностью.

    Также можно убрать кляксу сухой чистой кисточкой, но действовать нужно быстро, пока краска не расползлась.

    Нужна ли маскировочная жидкость?

    Если вы переживаете, что краски затекут туда, где вы планировали оставить белый участок, то нанесите на него специальную маскировочную жидкость и дайте высохнуть. Потом ее можно удалить обычным ластиком.

    Источник

  • Оцените статью