Знакомство с гуашью
Гуашь, которую называют еще «корпусной краской», представляет собой непрозрачную разновидность акварели, делают ее на основе тех же пигментов. Связующим веществом в ней является, как правило, гуммиарабик. Гуашь дает более плотное покрытие, чем акварель, в нее добавляют глицерин, что делает ее более пластичной и позволяет краске лучше растворяться в воде. Когда вы пишете гуашью, воды вам потребуется не меньше, чем при работе с акварелью. — а сколько именно добавлять, вы сможете понять только на собственном опыте, наделав поначалу немало ошибок.
Самой важной особенностью гуаши считается ее непрозрачность. Для этого в нее добавляют больше красящего пигмента, чем в акварель, — во всяком случае, в лучшие сорта гуаши. Непрозрачность краски иногда повышают за счет добавления сульфата бария, а в более дешевые сорта — химически обработанного цветного мела. Всегда старайтесь покупать дорогую по цене гуашь и выбирайте те сорта, на которых имеется пометка «Для живописи» или «Для декораторов», — эти надписи служат для краски своеобразным знаком качества.
Если гуашь слегка развести водой, она непрозрачна, но если развести ее жидко, она становится почти такой же прозрачной, как акварель, хотя, в отличие от нее, даже сильно разведенная гуашь не теряет своей яркости, — особенно если это качественная гуашь. Некоторые пигменты, например жженую сиену, лучше всего наносить сильно разведенными в воде, а другие, например красный или желтый кадмий, не принято делать слишком жидкими.
Выбор красок
Придя в магазин, вы увидите огромное количество гуашевых красок. Их выпускается так много, что у любого, а уж особенно у новичка, может голова пойти кругом. Но не волнуйтесь, столько красок вам не понадобится!
Если вы только начинаете изучать живопись, рекомендую вам свести свою палитру к минимуму и научиться для начала правильно смешивать основные цвета. Позже вы можете расширить свою палитру в зависимости от того, какие сюжеты покажутся вам наиболее привлекательными. Лично у меня палитра состоит примерно из пятнадцати красок, но я никогда не использую все эти краски во время работы над одной картиной.
Выбирая краски для своей палитры, я шел простым и проверенным путем, зная, что в любом случае мне, как и каждому, будут необходимы краски трех основных цветов — желтого, красного и синего. Кроме того, я учел, что цвет может быть «теплым» или «холодным», — так, например, «кислотный» лимонно-желтый цвет совершенно не похож на густой «бархатный» золотисто-желтый. Секрет заключается в том, что в золотисто-желтом цвете присутствует капелька «горячего» красного цвета, а в лимонно-желтой краске — капелька «холодного» синего цвета. То же самое происходит и с остальными основными цветами. Существует теплый красный с оранжевым оттенком, появляющимся благодаря капельке желтой краски, — и фуксин, тоже красный цвет, но стремящийся к холодному лиловому из-за капельки синей краски. Наконец, бывает теплый синий цвет, который называют ультрамарином, и холодный, стремящийся к фиолетовому, синий цвет, который характерен для прусской синьки. Гораздо заметнее эти различия становятся, если добавить к краске немного белил. Итак, у нас получилось шесть красок — холодная и теплая версия каждого из основных цветов: красного, желтого и синего.
На любой палитре должны присутствовать белила, без которых бывает невозможно смешать краски, особенно если вы пишете на картоне. Кроме шести основных цветов и белил я включил в свою палитру травянисто-зеленую краску, жженую сиену и неаполитанскую желтую краску. Этих красок уже достаточно, чтобы получить огромное количество разнообразных цветов и оттенков, и я думаю, что такого набора вам вполне хватит на первое время.
К перечисленным выше краскам я постепенно добавил еще несколько, и теперь моя полная палитра выглядит следующим образом: лимонно-желтая краска, золотисто-желтая, стойкая телшо-желтая, неаполитанская желтая, алая, кармазин, фуксин, синий ультрамарин, основная синяя, лазурь, прусская синька, бирюзовая, травянисто-зеленая, жженая сиена и белила.
Эту палитру я составил по своему вкусу, вы же можете отобрать краски по-своему, исходя из своих потребностей. Так, например, у меня на палитре несколько синих красок, поскольку я часто выезжаю летом на Средиземное море, где постоянно рисую воду. С другой стороны, я никогда не пользуюсь черной краской и предпочитаю заменять ее ультрамарином с добавлением жженой сиены.
Выбор кистей
Если вы занимались акварелью, то у вас уже должны были появиться свои любимые кисти — они же вполне подойдут и для работы гуашью. Если же вы новичок, то вот вам несколько полезных советов. Не покупайте дешевые кисти, особенно те, что продаются в наборах. Помните, что кисть — это то звено, которое связывает вас с вашей картиной, поэтому отнеситесь к покупке кистей со всей серьезностью. Итак, купите себе хорошие кисти и обращайтесь с ними как можно аккуратнее.
Я люблю пользоваться восточной кистью, которая называется «хейк». С ее помощью можно легко и быстро наносить ровные слои краски. Эти кисти сравнительно недороги и универсальны. У меня две таких: одна шириной 2,5 см. а вторая — 5 см Лучше всего выбирать кисти, у которых волоски вставлены в прорезь деревянной рукоятки, а не в металлический рукав-наконечник.
Кисти для акварели различаются по размеру и форме, при этом чаще всего их маркируют по номерам, — чем больше номер, тем шире кисть. Долгое время лучшими считались кисти из собольего волоса, однако современные кисти из синтетических волокон мало в чем уступают им, но при этом стоят намного дешевле, а служат намного дольше. Хорошая кисть прослужит вам много лет и станет вам самым настоящим другом — так что берегите ее!
Я полагаю, что вам для начала нужно будет купить одну большую круглую кисть № 10 из синтетического волокна, одну меньшую круглую (размер № 6 или № 8), одну маленькую круглую (№2) и плоскую кисть 1,25 см, которую иногда называют «кистью одного мазка». Дополните свой набор маленькой малярной кистью, которой удобно разбрызгивать краску. Малярная кисть должна быть новой, и, пожалуйста, используйте ее только для работы гуашью!
Другое оборудование
Очень важной частью оборудования художника является доска, несколько большая по размеру, чем лист бумаги или картона для рисования. У меня есть несколько досок различного размера, а сделаны они из фанеры или древесно-стружечной плиты. Я люблю прикрепить к верхнему краю доски веревку, которая заменяет мне ручку. К такой доске вы можете прикрепить свой лист бумаги или картона канцелярскими кнопками или малярным скотчем. Кроме доски у меня есть пара ножниц, несколько небольших блокнотов для набросков, карандаши и один или два рулона туалетной бумаги. В мой рабочий набор входит также ракель (специальный нож для процарапывания краски) — он бывает нужен, когда вы, например, работаете в технике сграффито.
Кроме того, я рекомендую вам добавить в свой набор пару натуральных губок, -мастихин (нож, которым пользуются художники, пишущие маслом), маскировочную жидкость, несколько пластиковых палитр с глубокими кюветами и несколько банок из-под варенья для воды. Если вы предполагаете наносить на картину краску методом разбрызгивания, вам потребуется также тонкий картон для изготовления масок или шаблонов.
Источник
Конспект вводного занятия по изобразительному искусству «Гуашь и ее особенности»
Наталья Стрельцова
Конспект вводного занятия по изобразительному искусству «Гуашь и ее особенности»
Тема: Гуашь и её особенности
Цели занятия:
Цель для педагога:
• способствовать формированию у обучающихся навыков применения в своей творческой работе особенностей гуаши.
Цели для обучающихся:
• изучить основные свойства гуаши, и выполнить рисунок пейзажа с использованием новых знаний
Задачи:
-создать условия для сотрудничества и сотворчества;
— создать условия для знакомства обучающихся со свойствами (особенностями) гуаши и приёмами работы;
— создать условия, воспитывающие у обучающихся интерес к изобразительному творчеству, эстетическую культуру и культуру труда;
-создать условия для развития творческих качеств личности.
Планируемые результаты:
Оборудование:
— компьютер для демонстрации презентации;
для каждого обучающегося:
— заготовки формата А4 с эскизом пейзажа;
— кисти, краски, палитра (пластмассовая или бумажная, стаканы для воды.
Ход занятия:
1. Организационный момент
— Создание эмоционального настроя, приветствие обучающихся.
-Сегодня я проведу с вами занятие по изобразительному искусству.
-Для того, что бы наше занятие прошло успешно, нам необходимо познакомиться.
Для вас приготовлены бейджики с логотипом нашего объединения, напишите на них свои имена и прикрепите их к себе на грудь.
2. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Вступительное слово педагога.
-Наше объединение называется Художественная студия «Кисть», такое название выбрано не случайно, потому что занимаясь в объединении основным инструментом для работы является КИСТЬ.
-Сегодня мы с вами начнем своё путешествие по удивительной и завораживающей Стране «Изобразительное искусство» (Слайд 1)
— На экране изображён кроссворд с его помощью вы узнаете, что нам потребуется для создания первой творческой работы. (Слайд 2)
Загадки:
1) Занимательный конструктор.
И не нужен вам инструктор!
Можно розочку скрутить,
Можно текстов настрочить (БУМАГА) (Слайд 3)
2) Чтобы ноты разложить
У музыкантов есть пюпитры.
А чтобы краски разводить,
Художникам нужна… (ПАЛИТРА) (Слайд 4)
3) Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке (КИСТЬ) (Слайд 5)
4) Превращу лицо я в маску
В этом мне помогут …(КРАСКИ) (Слайд 6)
-Молодцы, вы справились с заданием, отгадали все загадки!
Скажите, что нам понадобится для занятия? (ответы обучающихся)
— Вы уже догадались, к чему будет приковано наше особое внимание?
(к гуаши, в кроссворде она выделена особо)
-Правильно особое внимание, мы уделим гуаши.
— На ваших столах лежат конверты, в них буквы и слоги, из которых вам нужно составить предложение, про гуашь.
(Обучающиеся составляют предложение
Гуашь– это густая, водорастворимая, непрозрачная краска. Для большей плотности в гуашевые краски обычно добавляют белила, из-за этого после высыхания краска светлеет.
Рисование гуашью комфортно, она не имеет неприятного запаха, позволяет легко вносить изменения в рисунок и не требует никакой специальной поверхности для рисования.
Гуашь – хорошее начало, чтобы учится рисовать, так как материал этот сравнительно недорогой и в работе интересный.
Так как тема нашего занятия «Гуашь и ее особенности»
Сейчас с помощью одного простого упражнения определим первое свойство гуаши:
— На ваших столах лежат карточки с цветными прямоугольниками. Один из них закрашен гуашью, вам следует выполнить следующее задание.
Упражнения:
— Возьмите любой цвет гуаши и нанесите поверх закрашенного прямоугольника.
1 упражнение — закрашивание квадратика цветной гуашью и определение видна ли она под слоем гуаши.
— Какое свойство или особенность гуаши мы проверили с помощью этого простого упражнения? (ответы обучающихся)
— Одно из самых ценных свойств гуаши — хорошая кроющая способность, благодаря чему темные участки можно закрашивать светлыми тонами и наоборот. Это свойство называется укрывистость. Если вы допустили ошибку, то нельзя её исправить, пока гуашь не просохла, в случае нарушения этого правила, у вас получится размазанное грязное пятно.
2 упражнение — это упражнение выполняем используя палитру,
закрасьте ещё один прямоугольник любым цветом на ваш выбор, а затем нанесите этот цвет на палитру и добавьте в него белую гуашь. Полученным цветом, закрасьте третий прямоугольник.
Важно: перед использованием другого цвета тщательно промыть кисть!
— Что вы заметили? Как изменился цвет при добавлении белой гуаши?
(варианты высказываний детей)
Гуашь хорошо смешивается до однородной массы — это следующее свойство гуаши.
1- Промойте кисть и, окунув её в желтый цвет, закрасьте последний прямоугольник.
— Чистый и яркий цвет вы получили или нет? (у большинства ребят цвет получится смешанным (или испачкается цвет в баночке, так как гуашь трудно смывается с кисти)
Это объясняется тем, что гуашь относится к краскам с довольно большими частичками красящего пигмента (пигмент это сама краска) эти крупные частички зацепляются за волоски кисти и поэтому плохо вымываются из неё.
Это свойство — плохая смываемость.
— Значит, как мы будем работать с гуашью? (тщательно промывать кисть и часто менять воду при необходимости использования нового цвета: чтобы не загрязнять цвета в баночке и получать яркие цвета в работе).
Ребята, давайте ещё раз повторим, какие свойства вы узнали с помощью упражнений. (ответы детей)
3. Применение нового знания и расширение (углубление) знаний о приёмах работы гуашью (практическая творческая работа)
-Пришло время заняться практической работой.
Для того чтобы узнать что именно мы с вами будем рисовать, послушайте стихотворение…
Если видишь на картине
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
— Скажите, вам знакомо слово «пейзаж»? Что оно означает? Кто знает? (ответы детей)
— Слово «пейзаж» (франц. paysage, от pays — страна, местность, жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
— На ваших столах лежат листы с эскизами.
— Рассмотрите эскиз. Цель практической работы, написать пейзаж гуашью, учитывая её особенности.
— Давайте вместе проанализируем, что вам надо будет изобразить и в какой последовательности лучше выполнять работу.
(Изобразить небо, землю, дерево и дополнить картину своими деталями по воображению. Лучше начать работу сверху листа и перемещаться вниз.)
— Цвета необходимо смешивать, а затем заливать плоскости неба, земли (леса, реки (показ на мольберте)
— А как же быть с деревом, ведь гуашь его скроет (спрячет?
— Дерево надо будет нанести поверх слоя гуаши, когда она высохнет, используя свойство укрывистость. А затем добавить и другие элементы пейзажа.
(показ на мольберте) (Слайд 8)
Важно: время года, изображенного на пейзаже вы выберете самостоятельно.
При этом, если вы решили изобразить зиму, то вам потребуются в основном какие цвета? (белый, голубой, чёрный)
весну – голубой, зелёный, чёрный;
лето – зелёный, жёлтый…
осень – жёлтый, оранжевый, багряный…
Самостоятельная практическая работа на листах с эскизами (индивидуальная дозированная помощь).
Заканчиваем выполнять работу, пока ваши работы сохнут, наводим на столах порядок. (оформление выставки работ)
— Ребята, посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились.
Вы, молодцы! Хорошо потрудились! Настоящие мастера! Недаром говорят: «Где труд, там и красота!».
4. Рефлексия
Ребята, понравилось вам рисовать?
Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? (ответы детей)
Какими свойствами обладает гуашь?
5. Итог занятия
— Спасибо вам ребята за творческое сотрудничество. Мне было очень приятно с вами сегодня работать, приглашаю всех в наше объединение.
В руках у меня бабочки. В Древнегреческой Мифологии бабочка олицетворяет – душу. И в память о нашем занятии я хочу преподнести каждому, частичку своей души. Всего вам доброго!
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Конспект «Брейн-ринг по изобразительному искусству для воспитателей» Конспект БРЕЙН – РИНГА по изобразительному искусству для воспитателей Подготовил педагог дополнительного образования Березовая Марина.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Приобщение детей к высокому изобразительному искусству» Известно дошкольное детство – период интенсивного психического развития и становления качеств личности. Дети растут быстро и не успеешь.
Конспект организации совместной деятельности детей и педагога по изобразительному искусству в подготовительной группе Воспитатель: Гапонова Анна Николаевна Кемерово Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная Программное содержание: 1. Закреплять.
Конспект организованной деятельности с детьми 6-ого, 7-ого года жизни по изобразительному искусству Атагайский детский сад – структурное подразделение МКДОУ «Усть-Рубахинский детский сад общеразвивающего вида» Конспект организованной.
Конспект занятия по изобразительному искусству «Посадим дерево» Конспект по изобразительному исскуству «Посадим дерево» Программное содержание: 1) Учить создавать композицию. 2) Продолжать учить передавать.
Конспект занятия по изобразительному искусству в подготовительной группе «Мы с мамой улыбаемся» Цель: Учить детей рисовать парный портрет (анфас) по представлению. Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с портретной живописью,.
Конспект занятия по изобразительному искусству во второй младшей группе «Шарфик для Маши.» Конспект проведения OOД в области » Художественное творчество » с детьми второй младшей группы. Занятие проведено в рамках тематической.
Конспект занятия во второй младшей группе по изобразительному искусству на тему: «Ветер-ветерок» Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе на тему «Ветер- ветерок» Составила воспитатель: Шурховецкая И. А.
НОД по изобразительному искусству «Жар-птица» НОД по изобразительному искусству на тему: «Жар-птица» Задачи: 1. Закреплять у детей умение передавать образ сказочной птицы, замечать ее.
Семинар-практикум «Особенности преемственности программ по изобразительному искусству для детей». Фотоотчет Подготовка детей к школе-это очень важный процесс,решающий задачи становления у детей старшего дошкольного возраста основных компонентов.
Источник