Зубы мягкие как пластилин

Причины и лечение бруксизма у детей

Бруксизм у детей — непроизвольное скрежетание зубами во время ночного сна, обусловленное спазмом жевательной мускулатуры. Это хроническое нарушение, сокращение мышц происходит приступообразно. Обычно эпизод длится не более 10 секунд, может возникать несколько раз за ночь. Некоторые исследователи считают, что лечить бруксизм необязательно, поскольку он пройдет самостоятельно к 6–7 годам. Однако важно показать ребенка стоматологу, поскольку это нарушение может привести к определенным неприятным последствиям для зубочелюстной системы. Кроме того, следует учитывать общее состояние здоровья малыша: при наличии других неврологических симптомов, соматических и системных заболеваний, нужно регулярно наблюдаться у специалистов узкого профиля.

Формы недуга

Детский бруксизм может отличаться по продолжительности и частоте возникновения эпизодов. Однако важно понимать, что это исключительно ночные приступы скрежетания зубами.

Не стоит путать бруксизм с бруксоманией — сжатием и скрежетанием зубами в дневное время, в период бодрствования. Такие движения обычно произвольны и поддаются контролю, а у детей младшего возраста могут быть связаны со вновь появившимся интересом к возможностям своего организма, когда только прорезываются новые зубки. Специалисты утверждают, что некоторые малыши таким образом пытаются справиться с зудом при прорезывании молочных зубов. Показать ребенка врачу при этом стоит, но обычно нарушение преходящее и не требует коррекции.

Причины детского бруксизма

Нарушение функции жевательных мышц может быть самостоятельным недугом или выступать осложнением заболеваний полости рта, а также других органов и систем организма ребенка. Часто детский бруксизм сопровождается нарушениями сна: апноэ, храпом, сомнамбулизмом, ночными кошмарами, прерывистым сном и пр. Причинами спазма мышц могут выступать психологические факторы: стрессы, испуг, повышенная тревожность, подавленность и пр. В некоторых случаях ребенок не осознает травмирующие ситуации и не проявляет беспокойства, но у него возникает внутреннее напряжение. Это может быть связано с переменой места жительства, конфликтом в учебном коллективе, рождением брата или сестры, утратой любимой игрушки или домашнего животного и пр. Даже избыток положительных эмоций может спровоцировать нарушения сна.

Читайте также:  90 лет хмао поделки

Нарушения функции нервной системы также могут привести к бруксизму. Недуг в ряде случаев сопровождается эпилептическими приступами, тремором рук, нарушениями мышечного тонуса (не только в отношении жевательных мышц).

Есть предположение, что ночное скрежетание зубами связано с гельминтозом. Но оно не подтверждено научно и объясняет проблему лишь косвенно: паразитоз нередко сопровождается анемией, нехваткой витаминов группы B, в связи с чем изменяется функция нервной системы и мышечный тонус соответственно.

Некоторая роль в развитии бруксизма отводится лор-патологиям: аденоидит, искривление носовой перегородки, хронические воспалительные заболевания затрудняют носовое дыхание. Многие исследователи считают, что это приводит к нарушению тонуса мышц лицевой, жевательной мускулатуры.

К стоматологическим причинам бруксизма у детей относят следующие:

  • нарушения прикуса;
  • завышение пломбы: она не дает челюстям смыкаться нормально, что приводит к неправильной нагрузке на мышцы;
  • заболевания тканей пародонта;
  • заболевания височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС).

Признаки бруксизма у детей

Заподозрить бруксизм обычно удается родителям, поскольку сон ребенка не прерывается во время эпизодов ночного скрежетания, он не испытывает выраженного дискомфорта. После пробуждения малыш может жаловаться на боли в области мышц лица, височно-нижнечелюстного сустава, головные боли и головокружения, звон в ушах. В течение дня может наблюдаться вялость и сонливость, повышенная утомляемость. По мере развития недуга может добавиться повышенная истираемость эмали и связанная с этим гиперестезия — чувствительность к пище разных температур, а также кислым и сладким блюдам и напиткам.

Осложнения бруксизма

Длительно протекающий бруксизм может вызвать следующие осложнения:

  • повреждения эмали: трещины, разрушение коронковой части зубов, сколы и прочие, что связано с неадекватными нагрузками на твердые ткани;
  • подвижность зубов, преждевременное выпадение молочных зубов;
  • повреждение десен и околозубных тканей;
  • нарушение постоянного прикуса, связанное с ранней утратой зубов, уменьшением высоты коронок и другими явлениями.

Продолжительные приступы бруксизма сопровождаются апноэ — кратковременной остановкой дыхания. Это может привести к кислородному голоданию и связанным с ним неприятным последствиям для всего организма ребенка.

Особенности диагностики

Сам факт ночного скрежетания врач устанавливает со слов родителей или близких родственников ребенка, но важно подтвердить диагноз. Для диагностики используются следующие методы:

  • полисомнография. Процедура предусматривает фиксацию на теле ребенка специальных датчиков, регистрирующих изменения во время сна. Позволяет оценить функциональное состояние нервной системы;
  • ЭЭГ. Дает возможность оценить электрическую активность головного мозга, выявить эпилепсию и иные нарушения;
  • электромиография. Этот способ оценки функции жевательных мышц основывается на воздействии током. Процедура безболезненная, позволяет определить избыточный тонус мускулатуры;
  • брукс чекер (Brux Checker). Специальные каппы, изготовленные на основе слепка челюсти пациента, устанавливаются на ночь, после чего диагностические пластины направляют в клинику для анализа. Этот метод позволяет определить, какие зубы страдают от повышенной окклюзионной нагрузки, имеет ли она место в целом.

Важно понимать, что этих мер может быть недостаточно для выявления истинных причин проблемы. В ряде случаев требуется лабораторная диагностика: общие анализы крови, определение уровня гемоглобина, содержания минералов и других компонентов. Также может потребоваться привлечение других специалистов узкого профиля: отоларинголога, невролога, психотерапевта, гастроэнтеролога.

Методы лечения

Лечение бруксизма у детей начинается с устранения причин, вызвавших это нарушение. Применяется медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое воздействие, а также проводится коррекция стоматологических дефектов.

Специфической медикаментозной терапии бруксизма не существует, поскольку это не заболевание, а, скорее, симптом тех или иных нарушений. Однако врач может назначить препараты, которые корректируют функцию жевательной мускулатуры, нормализуют сон. К таковым относят следующие:

  • витамины группы B,
  • препараты магния и кальция,
  • снотворные,
  • седативные средства.

В качестве методов, нормализующих сон и мышечный тонус, могут быть назначены теплые компрессы, хвойные ванны, курс общеукрепляющего массажа, плавание при отсутствии противопоказаний.

Психологическая коррекция не имеет противопоказаний и применяется во многих случаях. Если вы предполагаете, что эпизодам нарушения предшествовал стресс, можно обратиться к детскому психологу. Нехватка внимания со стороны близких, конфликты в семье или учебном коллективе, жизненные перемены, состояние утраты — все это поводы для посещения специалиста. Для лечения детей используются различные методики: арт-терапия, песочная терапия, иппотерапия, танцевально-двигательная терапия и пр. Кроме того, детский психолог даст рекомендации по организации досуга малыша, взаимодействию с ним и выстраиванию отношений внутри семьи, созданию спокойной и благоприятной атмосферы в доме.

Стоматологические методы терапии призваны не только справиться с причинами бруксизма, но и устранить его последствия. Так, если имеет место нарушения прикуса или скученность зубов, преждевременная утрата молочных зубов, врач предложит оптимальное решение. По показаниям проводится лечение кариеса и воспалительных заболеваний, восстановление поврежденных зубов композитными материалами, с целью избавления от гиперчувствительности — фторирование и реминерализующая терапия.

Для лечения нарушения у детей старше 10 лет могут использоваться защитные каппы — приспособления из мягкого материала, которые фиксируются на зубах перед ночным сном и способствуют защите эмали от трения. Можно приобрести готовые каппы или заказать их изготовление в стоматологической клинике. Второе решение является более оптимальным, поскольку оно предусматривает предварительное снятие слепка и изготовление конструкции точно по параметрам зубных рядов ребенка. Поэтому каппы прилегают плотнее, а значит, защищают зубы надежнее. Кроме того, врач расскажет все об уходе за каппами и сроках их замены.

О том, как лечить бруксизм у детей, страдающих нарушениями прикуса, расскажет детский ортодонт. В качестве метода коррекции он может предложить пластины, ортодонтические каппы, ношение специальных аппаратов или брекет-систем — все зависит от конкретного случая, вида дефекта прикуса, возраста ребенка. Скорректировать прикус проще тогда, когда челюсти еще формируются.

  • важно не допускать эмоционального перевозбуждения у ребенка, в том числе связанного и с позитивными эмоциями. Все активные мероприятия стоит планировать на первую половину дня;
  • общайтесь и выстраивайте доверительные отношения с ребенком, поддерживайте здоровую спокойную атмосферу в семье;
  • переключите внимание ребенка с компьютерных игр и просмотра мультфильмов в вечернее время на неактивный досуг. Лучше посвятить 2–3 часа до сна чтению книг, спокойным играм;
  • не кормите ребенка за 3 часа до сна. Не следует перегружать пищеварительную систему в ночное время.

Особенности профилактики

Спрогнозировать появление бруксизма сложно, однако в группе риска находятся дети с нарушениями прикуса, нарушениями сна, эмоционально возбудимые малыши.

Для того чтобы предупредить подобное нарушение у ребенка, вы можете принять следующие меры:

  • укладывайте ребенка спать чуть раньше: это позволит исключить возможный недосып. Полноценный сон поможет справиться с накопившимся за день психоэмоциональным напряжением;
  • следите за состоянием жевательных мышц ребенка: его челюсти должны быть расслаблены, если он не говорит, не жует и не глотает в это время. Обращайте внимание малыша, если он во время бодрствования чрезмерно смыкает челюсти непроизвольно или сознательно;
  • обеспечьте полноценное питание;
  • своевременно вылечивайте стоматологические заболевания, обратитесь к детскому отоларингологу при наличии лор-патологий.

Лечением бруксизма у детей любого возраста занимаются детские стоматологи клиник «СТОМА». Вы можете обратиться к нам за квалифицированной помощью, предполагающей консультацию, изготовление защитных капп, коррекцию нарушений прикуса. Мы гарантируем высокое качество стоматологических услуг, оказываемых маленьким пациентам.

Источник

Методологические подходы к моделированию зубов из пластичных материалов

Автор: Л.М. Ломиашвили, С.Г.Михайловский

д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА

С. Г. МИХАЙЛОВСКИЙ

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение. Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 16 ЗУБА ИЗ СКУЛЬПТУРНОЙ ГЛИНЫ

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1).

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3), намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4), соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6).

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8).

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9).

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ ПЛАСТИКИ

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19).

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20).

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

МОДЕЛИРОВАНИЕ 36 ЗУБА ИЗ ПЛАСТИЛИНА: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23).

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28).

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29).

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31).

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32).

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33).

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Источник

Оцените статью